«Ваши данные ценнее, чем вы думаете»

71

Почти каждый технологический стартап хочет одного: побольше данных. Но эта погоня за всевозможной информацией о пользователях, пишет Reuters, поднимает в Кремниевой долине вопрос: не переродится ли она в форму тотальной слежки, которую клиенты расценят как вторжение в их частную жизнь?

Заказывая такси с помощью Uber, слушая музыку на стриминговых сервисах, делая онлайн-покупки или контролируя показатели своего здоровья в специализированных программах, потребители предоставляют провайдерам этих услуг беспрецедентные объемы личной информации.

«Данные, которые компании собрали о вас, значительно ценнее, чем вы думаете», — говорит Марк Састер (Mark Suster), управляющий партнер венчурной компании Upfront Venture, в интервью на конференции в Санта-Барбаре, Калифорния (10-12 января 2017), организованный CB Insights, компанией, специализирующейся на сборе и обработке данных.

Эксперты отмечают, что люди просто не представляют, сколько данных о них имеется в распоряжении технологических компаний.

На упомянутой конференции дискуссии шли главным образом вокруг важности «больших данных» (big data), сохраняемых и анализируемых компаниями.

Так, big data помогает Airbnb понять, где их клиенты предпочитают отдыхать – на пляже или в горах, а Uber с помощью big data вычисляет популярные точки высадки пассажиров и рассчитывает стоимость поездок.

Сбор больших объемов данных также является важнейшим условием в разработке искусственного интеллекта, эта информация позволяет обучить машины принимать решения, ранее уже принятые людьми. Так, ИИ уже может помочь покупателю сделать выбор в обувном магазине, облегчить врачу постановку диагноза или заменить водителя в автомобиле.

Но остаются вопросы о том, как много персональных данных собирают стартапы, насколько эти данные защищены, с кем компании делятся полученными сведениями и в каких целях намерены их использовать.

«Мы перестаем чувствовать дискомфорт от того, что находимся под настолько тотальным наблюдением, хотя раньше, зная о слежке, мы себя комфортно не чувствовали, а все из-за того, что это наблюдение делает жизнь для нас чуточку проще», — заявил Джереми Лью (Jeremy Liew), венчурный капиталист из Lightspeed Venture Partners.

Некоторые стартапы переступают границы дозволенного. Тот же Uber попал под суд в Нью-Йорке за опцию God View, позволяющую сотрудникам компании следить за перемещениями пассажира без разрешения последнего. Uber уладил дело, согласившись шифровать геоданные клиентов.

Питер Коль (Peter Coles), главный экономист Airbnb, заявил, что его компания очень внимательно относится к сбору информации о клиентах, и выразился так: «Думаю, весьма маловероятно, чтобы мы собирали о пользователях такую информацию, о сборе которой они бы не знали».

Однако некоторые дискуссии на конференции всё же продемонстрировали обеспокоенность участников. Так, основатель Clarifai, занимающейся распознаванием визуальных образов, предложил создать базу данных в стиле Wikipedia со свободным доступом, куда бы добавлялись обезличенные истории болезней пациентов. Руководитель стартапа Freenome, работающего над методами диагностики рака, возразил, что такой ресурс может быть весьма вредным, в особенности для пациентов. Они откажутся говорить врачам правду, если будут знать, что их сугубо личная информация будет выложена в Интернете, пусть даже без привязки к их имени.

Пока неясно, как отнесутся к приватности представители младшего поколения, выросшие в эпоху Facebook и привыкшие активно «расшаривать» личные данные. Те, кто сегодня на этом зарабатывает, надеются, что так будет и впредь. «Люди беспокоятся [о своих данных] гораздо меньше, чем декларируют это, — сказал Дэйв Макклюр (Dave McClure) основатель и соинвестор венчурного фонда и бизнес-инкубатора 500 Startups. – Удобство в результате победит приватность».