Услуги подорожают, потом частично подешевеют в электронной форме, но оказывать их задешево никто не будет

48

Здесь уже было сказано о вчерашнем законопроекте Минэкономразвития, который, казалось бы, направлен на стимулирование спроса на электронные услуги.

Документ  вносит изменения в Налоговый кодекc, в частности, устанавливает скидку при оплате госпошлины за оказание госуслуги в размере 50%. Скидка предоставляется в том случае, если заявитель направит все необходимые документы в электронной форме и получит результат без посещения уполномоченного органа власти (в электронном виде или посредством почтовых отправлений).

В то же время надо отметить, что одновременно с позитивной нормой о снижении стоимости услуг, оказываемых в электронном виде, законопроект повышает пошлины на 308 государственных услуг, оказываемых в традиционной форме. Так, получение загранпаспорта будет стоить 1500 (сейчас 1000), загранпаспорт нового образца 3600 (сейчас 2500), выдача повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния 1000 (было 200) и т.д.

Кроме того, законопроект вводит новую норму следующего содержания  «В случае направления заявителем заявления и документов, необходимых для получения государственной услуги в электронной форме … с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации и иных порталов, интегрированных с Единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме (выделено автором) , при оплате государственной пошлины, предусмотренной подпунктами 1, 3, 4, 6 – 10, 21 – 33, 71, 92, 101, 110, 111, 113, 127 — 133 пункта 1 настоящей статьи, подлежит уплате государственная пошлина в размере, равном 50 процентам от размера государственной пошлины, установленной указанными пунктами настоящей статьи».

В частности, это относится к следующим пошлинам (полный список см. в приложении):

  • за государственную регистрацию юридического лица, за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица;
  • за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (за включение некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций);
  • за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • за государственную регистрацию отдельных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;
  • предоставление лицензий;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации  образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Хотелось бы обратить внимание вот на какие важные  аспекты.

Снижение пошлин за оказание в электронном виде относится только к услугам государственной регистрации, а также по совершению прочих юридически значимых действий (лицензирование).

Подавляющее большинство услуг из этой группы предоставляется юридическим лицам (в том числе подведомственным государственным органам), то есть востребованные услуги для физических лиц не попали в эту категорию.

С Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) интегрированы далеко не все федеральные и региональные порталы, на которых оказываются государственные услуги (в частности, Федеральная налоговая служба, Росреестр, то есть как раз те ведомства, услуги которых перечислены в этом пункте). Таким образом, у этих ведомств не возникает обязанности взимать сокращенную пошлину и, соответственно, стимула подключаться к ЕСИА.

Понятие «результат государственной услуги, в том числе в электронной форме» нормативно не закреплено, поэтому не очевидно, что делать со всеми этими лицензиями и свидетельствами о регистрации, полученными «в электронной форме».

Таким образом данная норма требует корректировки, в противном случае она может стать красивой, но неработающей, а данный законопроект запомнится только повышением госпошлин для граждан.