Управление Интернетом: последние события и публикации на 5 февраля 2017 года

28

3 февраля 2017 г. – ITU CWG-Internet: 4th Physical Open Consultation Meeting (Geneva, Switzerland) (более 100 участников) 

Завершились 4-е открытые консультации Рабочей группы Совета МСЭ по вопросам международной государственной политики, касающимся Интернета (РГС-Интернет) по теме «Аспекты развития Интернета» (Developmental Aspects of the Internet), стартовавшие в октябре 2016 года.

К заседанию поступило 46 письменных вкладов (20 – от правительств и госсектора) с ответами на поставленные вопросы:

1. Каковы аспекты развития Интернета (например, экономические, социальные, правовые, технические), особенно для развивающихся стран?

2. Как могут правительства и другие заинтересованные стороны содействовать развитию Интернета?

3. Каковы вызовы и возможности?

От Российской Федерации вклады подготовили ЦНИИС, НИИР, МТУСИ, Поволжский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Указаны как от США вклады Госдепартамента, Web Foundation, Radial Basis, IEEE, ICANN, Internet Society. От Индии – два вклада, от КНР – не представлены.

Обзор вкладов доступен в опубликованном итоговом документе встречи (Brief Summary). Там же приведено краткое содержание дискуссий (Summary of Discussions) на очном заседании:

«Признано, что обеспечение благоприятных условий для инвестиций и развития инфраструктуры, доступа и доступности, преодоление цифрового разрыва во всех его проявлениях – имеют решающее значение для дальнейшего развития с использованием ИКТ.

Отмечено, что жизненно важными для широкого внедрения и реализации преимуществ ИКТ является повышение уровня информированности, развитие цифровых навыков и создание условий для развития местного контента. Также необходимы доверие, безопасность и защита прав человека в Интернете.

Подчёркнута важность регулятивных, правовых и политических условий для вовлечения в процессы развития и дальнейшего использования Интернета.

Предложено взаимодействие всех заинтересованных сторон по актуальным вопросам на международном, региональном и национальном уровнях».

3 февраля 2017 г. — Tallinn Manual 2.0 clarifies cyber rules in peace, conflict short of war 

На сайте Объединенного Центра передового опыта НАТО по киберобороне (NATO CCD COE) размещено заявление:

«Девятнадцатью экспертами подготовлено «Таллинское руководство 2.0 по международному праву, применимому к кибероперациям» (Tallinn Manual 2.0 on the International Law Applicable to Cyber Operations).

Руководство 2.0 значительно расширяет «Таллинское руководство по международному праву, применимому к кибервойне» (Tallinn Manual on the International Law Applicable to Cyber Warfare) 2013 года.

Анализ 2.0 основывается на понимании того, что до киберэпохи международное право применялось к кибероперациям, проводимым или направленным против государств. Это означает, что киберсобытия не происходят в правовом вакууме, и государства имеют права и обязательства в соответствии с международным правом.

В центре внимания оригинального Таллинского руководства были самые серьёзные кибероперации (most severe cyber operations), которые нарушают запрет на применение силы в международных отношениях, не дают возможности государствам осуществить право на самооборону, и/или имеют место в ходе вооруженных конфликтов. Таллинское руководство 2.0 добавляет правовой анализ наиболее распространённых киберинцидентов, с которыми государства сталкиваются ежедневно и которые не попадают под определения «применение силы» или «вооруженный конфликт».

Редакция 2017 года охватывает полный спектр международного права, применимого к кибероперациям, от правового режима для мирного времени до законов вооружённых конфликтов. Некоторые международно-правовые принципы и режимы относятся к общему международному праву (general international law), такие как принцип суверенитета и различные основания для осуществления юрисдикции. Право, касающееся ответственности государств (law of state responsibility), рассматривается детально. Кроме того, многочисленные специализированные режимы международного права, включая право в области прав человека, дипломатическое право и другие, рассматриваются в контексте киберопераций.

Профессор Майкл Шмитт (Michael Schmitt), старший научный сотрудник центра Военно-морского колледжа США и университета Эксетера, возглавлял исследования в рамках инициативы 2.0».

«Мировая презентация» Таллинского руководства 2.0 стартует 8 февраля 2017 года в Вашингтоне в Атлантическом Совете (Atlantic Council), за которым последует Европа – 13 февраля в Гааге.

Бумажную или электронную копию Таллинского руководства 2.0 (на 270 л.) можно заказать на сайте Cambridge University Press. В свободном доступе – только «Оглавление» и «Введение».

Руководство состоит из двух частей:

I. International Cyber Security Law (Правовые нормы международной кибербезопасности) – включает правила с 1-го по 19;

II. The Law of Cyber Armed Conflict (Законы вооружённого киберконфликта) – правила с 20-го по 95.

На первых страницах акцентируется внимание, что в Руководстве представлены личные мнения авторов, а не официальная позиция какой-либо организации.

Публикации

30 января 2017 г. – 2016 ICANN Annual Report

Доступен годовой отчёт ICANN (на 70 л.).

1 февраля 2017 г. – Deterrence and Dissuasion in Cyberspace

В журнале «Международная безопасность» опубликована статья Джозефа Ная (Joseph S. Nye Jr.) «Сдерживание и предупреждение» (на 27 л.). Най был членом Глобальной комиссии по управлению Интернетом и согласился войти в состав готовящейся к запуску Глобальной комиссии по стабильности киберпространства (Global Commission on the Stability of Cyberspace). «Может ли быть сдержана кибервойна?» – тема его публикаций последних нескольких лет.

В аннотации к статье написано следующее:

«Понимание предупреждения и сдерживания в киберпространстве часто бывает затруднительным. Аналогия с ядерным сдерживанием вводит в заблуждение, потому что многие аспекты киберповедения больше похожи на преступность, которую государства пытаются сдерживать. Предотвращение ущерба в киберпространстве включает в себя четыре комплексных механизма: угроза наказания, отрицание (возможности ведения «контролируемой войны»), (экономические) переплетения и нормы (международного права) (threats of punishment, denial, entanglement, and norms) – даже при применении наказания, не нужно ограничиваться только мерами киберреагирования, необходимы меры по «улучшению общего поведения» и специфические действия (specific acts).

Киберугрозы часто трудно атрибутировать. Проблемы атрибуции ограничивают предупреждение и сдерживание в киберпространстве, но не сильно мешает трём основным инструментам – отрицанию, переплетению и нормативным табу.

Эффективность различных механизмов зависит от контекста, и вопрос возможно ли сдерживание в киберпространстве зависит от того, «кто и что» (who and what). Не все кибератаки требуют равного внимания; не все могут быть сдержаны; не все представляют серьёзную угрозу национальной безопасности. Совет политикам – сосредоточиться на наиболее важных кибератаках и понять контекст, в котором такие нападения могут произойти, и использовать полный спектр инструментов предотвращения».

Анонс событий на 6 по 12 февраля 2017 года

  • 6-7 февраля – ITU CWG-Internet — 9th Meeting
  • 7-8 февраля – ITU CWG-WSIS — 30th Meeting
  • 7 февраля – Safer Internet Day 2017
  • 7 февраля – Cyber Security Forum 2017 (Москва)
  • 9-10 февраля – ITU Expert Group on the International Telecommunication Regulations: 1st Meeting