Управление Интернетом: антиколониальное движение, Россия участвует

В конце января в Женеве состоялось первое в 2019 году заседание Multistakeholder Advisory Group, MAG – многосторонней консультативной группы Форума ООН по управлению Интернетом (Internet Governance Forum, IGF).

На мероприятии выяснилось, что шансы России (и государств вообще) на деятельное участие в управлении Сетью хотя и невелики, но всё же отличны от нуля. Это важно, поскольку в существующую систему многостороннего управления Интернетом государства де-факто не вхожи, и многие страны хотели бы такое положение изменить.

Что такое IGF, он же ФУИ, и MAG

ФУИ создан ООН в 2006 году как открытая организация, провозгласившая первоначальной целью содействовать устранению цифрового неравенства между странами. ФУИ задумывался как место для обсуждения проблем государств в связи с развитием Интернета и выработке рекомендаций, в частности, для развивающихся стран, чтобы эффективнее обеспечить их граждан доступом к Интернету. Деятельность ФУИ координирует секретариат, который работает под эгидой департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (UN Department of Economic and Social Affairs – UNDESA).

ФУИ получила мандат от ООН на пять лет. В 2011 году мандат расширили: ФУИ поручалось взаимодействие с организациями, управляющими Интернетом. Иными словами, ФУИ следовало «вписаться» в мультистейкхолдерную схему нынешнего управления Интернетом в качестве выразителя интересов государств. По итогам работы ФУИ ООН продлила этот мандат ещё на 10 лет.

MAG отвечает за планирование работы ФУИ. Состав MAG ежегодно утверждается Генеральным секретарем ООН на основе предложений, полученных от «широкого круга заинтересованных сторон» (читай – экспертов) по итогам открытых консультаций.

В MAG входит россиянин Роман Чуков.

В нынешней схеме управления Интернетом государства играют декоративную роль. Они представлены среди множества стейкхолдеров, во-первых, в Governmental AdvisoryCommittee (GAC) при ICANN. GAC, однако, никакого отношения к принятию решений не имеет, D-Russia.ru об этом писал неоднократно. Во-вторых, в ФУИ.

ФУИ, в отличие от GAC, на виду. Форум ежегодно собирается в разных странах, и в весьма представительном составе – с участием, например, крупных местных чиновников от IT и связи.

Однако ФУИ место лишь для разговоров, а управляют Интернетом из ICANN. ICANN имеет влияние на ФУИ, но не наоборот. Понятно, почему: секретариат ФУИ (годовой бюджет – миллион долларов) существует на деньги, выделяемые, в частности, ICANN. Крупнейшим спонсором секретариата ФУИ наряду с ICANN выступает также ISOC («глобальная организация, управляемая различными попечительскими советами», задача её состоит в принятии технических решений и политик, определяющих правила функционирования «открытого и прозрачного» Интернета; в ISOC входят крупнейшие IT-компании, организации и частные лица, Россия представлена Координационным центром национального домена – ред.).

В 2018 году в секретариат поступили взносы от государств – Португалии, Великобритания и Нидерландов, а в 2019 году – от Финляндии и Германии.

На январском заседании MAG запланировано, что ФУИ в этом году состоится в Берлине 25-29 ноября под председательством Германии, которую в Женеве представлял заместитель директора департамента телекоммуникаций, медиа, почты и международной цифровой политики министерства экономики и энергетики ФРГ. Будет новшество: в «нулевой» день форума предполагается пригласить профильных министров государств – членов ООН, а в заключительный день обсудить итоги работы ФУИ с парламентариями.

Секретариат ФУИ заинтересован в ближайшие годы предоставить России роль страны-председателя. Секретариат заинтересован также в том, чтобы Россия подключилась к его финансированию.

Объективно это было бы важно и для самой России (которая последовательно выступает за введение управления Интернетом в сферу международного права), поскольку в Женеве ФУИ продемонстрировал претензии стать стейкхолдером, полноценно участвующим в управлении. Роман Чуков сформулировал предложение о новой, трёхуровневой схеме управления Интернетом как о цели эволюции нынешней системы управления. Предложение отражает концепцию, разработанную в соответствии с решениями руководства России.

Модель управления Интернетом – предложение российского члена MAG

Развитие и безопасное функционирование Интернета на современном этапе очень важно для развития человечества. Обеспечение функционирования Интернета стало жизненно важной функцией для любой страны, для её населения и её экономики. Открытой и прозрачной системы управления Интернетом сегодня не существует, и эта проблема приобретает особую актуальность в эпоху IV промышленной революции, когда государства стремятся к развитию цифровой экономики.

Основными компонентами системы управления Интернетом могут быть три уровня: национальный, глобальный и базовый.

Регулирование на национальном уровне должно оставаться исключительно прерогативой государства, граждане которого являются пользователями информации. Государства должны сохранять национальный суверенитет в информационной сфере, гарантировать защиту граждан в своей юрисдикции, обеспечивать надлежащее управление, стратегическую стабильность и безопасность своей IT-инфраструктуры (сетей связи, национальных сегментов Интернета, ЦОДов, систем информационной безопасности), безопасность национального рынка онлайн-сервисов.

Глобальный уровень – это обеспечение единства и связности Интернета, координация свя́зной работы национальных сегментов Интернета, регулирование глобальных интернет-сервисов, защита персональных данных при трансграничной передаче. Регулирование на этом уровне может осуществляться международной организацией (в частности, ICANN) при активном, сбалансированном и равноправном участии всех заинтересованных сторон: частного сектора, представителей многостороннего сообщества, включая общественные организации и государства.

Регулирование на базовом уровне должно осуществляться Международным союзом электросвязи, который будет определять международную государственную политику в отношении сетей связи. Разрабатывая международные стандарты, МСЭ будет обеспечивать эффективный, безопасный и непрерывный доступ людей к возможностям,

Предложение Романа Чукова внесено также в Группу высокого уровня Генерального секретаря ООН по цифровому сотрудничеству и будет ею рассмотрено.

Значение этого события велико, поскольку возникает прецедент обсуждения решительных и давно назревших изменений схемы и методов управления киберпространством.

О том, что время для включения государств в систему управления Интернетом приближается, свидетельствует не только деятельность ФУИ. Государства самостоятельно, вне структур ООН, демонстрируют стремление к установлению правил поведения в киберпространстве.

Делает это, прежде всего, Америка, которая объявила о необходимости «добровольной приверженности [других стран] факультативным нормам ответственного поведения государств в мирное время» в киберпространстве вместо применения норм международного права.

Инициатива французского президента Эммануля Макрона (Call for Trust and Security in Cyberspace), в смысле «факультативных норм» вполне верноподданническая, всё равно самостоятельна (Макрон, кстати, сформулировал свои предложения с трибуны ФУИ). Этой инициативой Франция поскребла ящик Пандоры: если ООН вопреки мандату ФУИ примет документ к рассмотрению, будет создан прецедент для других стран.

Уместно также напомнить в этой связи, во-первых, о прошедшем пять лет назад в Бразилии NETmoundial, где состоялся первый показательный поединок «мультистейкхолдеризм против международного права». Во-вторых, об Уфимской декларации 2015 года, которая объявляет управление Интернетом одним из приоритетов коллективных действий стран БРИКС в качестве нового коллективного центра силы.

Вполне очевидно, что государства стремятся уйти от зависимого состояния к самостоятельности и участвовать в управлении Интернетом. Зарождается антиколониальное движение в киберпространстве.