Цифровая экономика породила новые монополии – ФАС

Цифровые гиганты не просто продают товары и услуги, а формируют предпочтения потребителей, делают за них выбор, а то и лишают людей права на выбор, предлагая им удобные, эффективные, но безальтернативные сервисы – такие риски увидели участники сессии «Кривое зеркало цифрового рынка: допустимые и недопустимые практики» конференции «Ведомостей» «Антимонопольное регулирование в России».

«Цифровые гиганты внедряются в нашу жизнь, подавляют конкурентов, влияют на поведение потребителей. Если еще недавно в пору чтения умных книг потребители были способны противостоять влиянию на свое сознание, то сейчас начинает преобладать клиповое мышление. Меняются подходы к монетизации доходов, поскольку экономика начинает строиться уже не на материальных аспектах оборота товаров, работ и услуг, а на привлечении внимания. Цифровые гиганты уже не изучают, а формируют предпочтения потребителей. Они накопили активы, которые эквивалентны примерно 10% американского бюджета и 50% японского бюджета. Не случайно сейчас многие юристы и экономисты говорят, что монополизм снова на марше», — сказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.

Построение бизнеса на основе цифровых платформ, пулов прав интеллектуальной собственности, больших данных, цифровых алгоритмов, технологий адресного маркетинга, с одной стороны, и трансформации (в условиях экспоненциального роста информации) мышления, психологии и восприятия потребителей – с другой создает принципиально новые условия на рынке.

«Цифровая экономика создает качественно новые возможности для развития экономики, но «цифровая рука рынка» не должна подменять собой «невидимую руку рынка», — считает замглавы ФАС.

В условиях несовершенства рынка неограниченная свобода деятельности цифровых компаний, обладающих рыночной властью, по его мнению, может привести к нежелательным последствиям, причем не только к неравным условиям конкуренции между компаниями на рынке, но и к прямому ущербу потребителям. «В эпоху цифровой экономики мы не можем ждать, пока ситуация разрешится, потому что монопольная власть может проявиться молниеносно – и на глобальных рынках, а не только на территории одной страны. Поэтому речь должна идти не только об опосредованной защите интересов потребителей через защиту конкуренции, но также и о недопущении прямого ущемления интересов потребителей.

Чтобы обеспечить защиту конкуренции, требуется интеллектуальное антимонопольное регулирование. Необходимо оперативно и адекватно реагировать на нарушения и опасные для конкуренции сделки слияний и приобретений. Требуется обеспечить взаимодействие антимонопольных регуляторов, в том числе в формате СНГ и ЕАЭС, БРИКС, на двусторонней и многосторонней основе, при рассмотрении трансграничных кейсов. Необходимо хорошее понимание рынков, которое возможно в диалоге между регуляторами, участниками рынка и экспертами. Необходимо совершенствовать антимонопольное законодательство, и так называемый пятый антимонопольный пакет поправок, разработанный ФАС на основе своей и лучшей зарубежной практики, позволяет подготовиться к меняющимся условиям цифрового мира», — сказал Голомолзин.

В ФАС и ранее заявляли, что регулирование цифровых платформ считают одной из главных своих задач.

Напомним, что указом президента РФ об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции предусмотрено совершенствование антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики в целях пресечения монополизации рынков.

Более двух лет назад ФАС сумела заставить Google отказаться от злоупотребления доминирующим положением на рынке мобильных операционных систем.

С августа 2017 года в новой версии мобильного браузера Google Chrome на Android пользователям в России показывается окно выбора поисковика по умолчанию — «Яндекс», Google или Mail.Ru. Доля «Яндекса» среди пользователей Android после этого выросла.

Фото (с) Ведомости

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here