ЦБ обяжет банки по-новому рассчитывать ущерб от кибератак

161

Банк России опубликовал проект положения «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе». Новый подход будет внедрен с 2022 года, но для соответствия ему банки должны будут собрать информацию о потерях от «событий операционного риска» минимум за последние пять лет, пишет РБК.

Документ устанавливает требования к политике кредитной организации в сфере информационных технологий и к управлению операционным риском, риском информационной безопасности (включая киберриск) и риском информационных систем, а также определяет подходы к дополнительным требованиям к капиталу в рамках внутренних процедур оценки достаточности капитала, необходимого на покрытие потерь от реализации операционного риска, в том числе киберриска, отмечает “Гарант”.

Документ содержит требования к ведению базы данных о событиях операционного риска, включая риск информационной безопасности, для внедрения в перспективе нового стандартизированного подхода к оценке операционного риска для расчета норматива достаточности капитала (Базель III).

Кроме того, проект положения определяет порядок проведения Банком России оценки качества системы управления операционным риском в кредитных организациях, а также полноты и качества базы данных о событиях операционного риска, в том числе риска информационной безопасности в кредитных организациях.

В документе приводится категоризация операционных рисков по причинам возникновения, типам событий, направлениям деятельности и видам потерь. По причинам операционные риски делятся на четыре категории, в том числе сбои информационных и технологических систем банков. Кроме того, категории включают ошибки и недостатки процессов (неэффективная организация управления банком, несоответствие процедур управления «масштабам деятельности кредитной организации» и требованиям законодательства); риски, связанные с действиями персонала; действия внешних причин (речь, в частности, идет о действиях госорганов, регулятора и правоохранителей).

Самая подробная классификация установлена для типов событий — это семь видов событий первого уровня, каждый из которых содержит несколько типов событий второго уровня. Кроме того, у банков есть право ввести еще более детальный учет событий операционного риска, вводя в классификацию события третьего уровня.

Классификация событий операционного риска

1. Внутреннее мошенничество (преднамеренное превышение сотрудниками банков своих полномочий; кражи и мошенничество с их стороны в целях получения личной выгоды).

2. Внешнее мошенничество (кражи и мошенничество со стороны третьих лиц, кибератаки на инфраструктуру банка и хищение средств клиентов).

3. Нарушения кадровой политики и безопасности труда (выплаты компенсаций сотрудникам из-за нарушений трудового законодательства; нанесение ущерба здоровью работников из-за несоблюдения норм безопасности, штрафы надзорным органам, нарушения прав граждан, связанные с дискриминацией — половой, расовой, национальной и др.).

4. Нарушения прав клиентов и нанесение им ущерба (раскрытие конфиденциальной информации, нарушение условий договоров, навязывание дополнительных услуг, несоблюдение законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, нанесение ущерба контрагентам).

5. Ущерб материальным активам из-за стихийных событий и форс-мажоров (природные, техногенные, социальные, медико-биологические катастрофы и т.д.).

6. Нарушения функционирования и сбои систем (сбои в работе программного обеспечения; сбои водо- и энергоснабжения).

7. Нарушения при организации, исполнении и управлении процессами (ошибки при подготовке и проведении банковских операций, ведении бухучета, документооборота, расчетов с клиентами, недостатки в работе контрагентов).

При учете потерь ЦБ предлагает делить их на прямые и непрямые, а последние — на качественные и косвенные.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

17 + 1 =