Тим Бернерс-Ли: необходимо регулирование для IT-гигантов, чтобы предотвратить использование WWW в качестве оружия

На прошлой неделе исполнилось 29 лет со дня, когда Тим Бернерс-Ли представил коллегам по CERN документ, содержащий основы HTML (Hypertext Markup Language – язык разметки веб-страниц). Традиционно 12 марта Бернерс-Ли выступил с открытым письмом под названием «Веб под угрозой. Присоединяйтесь к нам в борьбе за него» (The web is under threat. Join us and fight for it). Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Тима Бернерса-Ли с несущественными сокращениями.

Сегодня WWW исполнилось 29 лет. Этот год станет знаковым в истории веба: мы подошли к переломному моменту, когда более половины населения планеты окажется онлайн.

Когда я делюсь радостью по этому поводу с людьми, я сталкиваюсь с двумя реакциями:

  1. Как подключить к Интернету вторую половину мира?
  2. Уверены ли мы, что эта вторая половина хочет подключиться к вебу в его сегодняшнем виде?

Угрозы для веба сегодня реальны и многочисленны, включая те, что я описал в своем предыдущем письме – от дезинформации и спорной политической рекламы до потери контроля над нашими персональными данными. Но я по-прежнему стою на том, что веб – это свободное, открытое, творческое пространство. Для всех.

Однако это станет правдой, лишь когда мы соберем онлайн всех и убедимся, что веб работает для людей. Я основал Web Foundation, чтобы бороться за будущее веба. И вот на чем мы должны сфокусировать свои усилия.

Устранить цифровое неравенство

Разрыв между людьми, имеющими и не имеющими доступа к Интернету, усиливается «офлайновыми» неравенствами, представляющими из себя серьезную глобальную угрозу. Как и следует ожидать, вы скорее окажетесь без доступа к Сети, если вы женщина, у вас нет денег, вы живете в сельской местности или в бедной стране – или при условии комбинации нескольких из этих факторов. Сегодня быть отрезанным от Интернета – значит не иметь доступа к возможности учиться и зарабатывать, не пользоваться полезными сервисами и не участвовать в демократических дебатах. Если мы не сделаем серьезных инвестиций в устранение этого разрыва, последний миллиард человек не подключится к нам до 2024 года. Это целое потерянное поколение.

В 2016 году ООН признала доступ к Интернету правом человека – наряду с чистой водой, электричеством, укрытием и едой. Но до тех пор, пока мы не сделаем его доступным каждому, миллиардам людей будет отказано в этом базовом праве. ООН также сформулировала параметры доступности: 1Гб мобильного контента должен стоить менее 2% среднемесячного дохода пользователя. Увы, в реальности мы далеки от этой цели – в ряде стран стоимость 1Гб превышает 20% среднего дохода в месяц.

Что нужно, чтобы этой цели достичь? Нам следует поддерживать политики и бизнес-модели, расширяющие возможность доступа для самых бедных слоев населения с помощью решений публичного доступа – вроде городских бесплатных Wi-Fi-сетей. Мы должны вкладываться в безопасный и надежный доступ в Сеть для женщин и девочек и повышать их возможности, развивая их цифровые навыки.

Заставить веб работать для людей

Веб, к которому многие подключились годы назад, уже не похож на тот, в который новые пользователи приходят сегодня. То, что было когда-то широким выбором блогов и сайтов, теперь сжалось под мощным давлением нескольких доминирующих платформ. Такая концентрация власти позволяет нескольким платформам управлять тем, какие идеи и взгляды следует учитывать и разделять.

Эти доминирующие платформы способны закрепить свои позиции путем создания барьеров для конкурентов. Они поглощают стартапы-соперники, покупают инновации и нанимают самых талантливых представителей индустрии. Если учесть и конкурентные преимущества, которые возникают у таких платформ за счет собранных ими пользовательских данных, можно предположить, что следующие 20 лет будет гораздо менее инновационными, чем предыдущие.

Более того, тот факт, что власть сконцентрирована в руках столь малого числа компаний, делает возможным превратить веб в их руках в масштабируемое оружие. В последние годы мы наблюдаем тренд теории заговора в социальных медиаплатформах, фальшивые аккаунты в Twitter и Facebook подогревают социальную напряженность, внешние силы вмешиваются в процесс выборов, а преступники грабят сокровищницы персональных данных.

Мы ждем ответа на вопросы от самих платформ. Компании в курсе проблем и пытаются их решить – и каждый шаг, который они предпринимают, затрагивает миллионы людей. Ответственность – а порой и бремя – за принятие этих решений лежит на компаниях, которые создавались для получения максимальной прибыли, а не максимального общественного блага. Законы или регуляторные нормы, включающие социальные ориентиры, могут помочь решить эти проблемы.

Привлечь больше голосов к обсуждению будущего веба

Будущее WWW – это не только о тех из нас, кто сегодня онлайн, но также о тех, кто вскоре подключится к Интернету. Сегодняшняя цифровая экономика требует строгих стандартов, которые сбалансируют интересы как компаний, так и онлайн-граждан. Это значит, что следует думать, как соотнести интересы технологической отрасли с интересами пользователей и общества в целом – и в этом процессе должны участвовать самые разные слои общества.

Два мифа ограничивают наше коллективное воображение: миф о том, что реклама – это единственная возможная бизнес-модель для онлайн-компаний; и миф о том, что менять методы работы платформ уже поздно. В обоих случаях мы должны быть немного креативнее.Тим Бернерс-Ли

Хотя проблемы, стоящие перед вебом, сложны и велики, я думаю, что мы можем относится к ним, как к «багам» – то есть ошибкам в существующем коде и программных системах, допущенным людьми, которые люди же в силах и исправить. Создайте новый набор требований и изменения «в коде» последуют. Мы можем спроектировать веб, который создаст конструктивную и благоприятную окружающую среду.

Сегодня я хочу призвать всех нас стать более амбициозными ради веба. Я хочу, чтобы веб отражал наши надежды и исполнял наши мечты, а не увеличивал наши страхи и углублял расслоение.

Как однажды сказал интернет-активист Джон Перри Барлоу (John Perry Barlow), «хороший способ изобрести будущее – это предсказать его». Это может звучать утопически, может показаться, что достичь этого невозможно после регресса последних двух лет, но я хочу, чтобы мы представили это будущее и построили его.

Давайте соберем вместе лучшие умы из разных сфер: бизнеса, технологий, правительства, гражданского общества, искусства и науки чтобы бороться с угрозами для будущего веба. В Web Foundation мы готовы играть свою роль в этой миссии и строить веб, которого мы все желаем.