Суд признал право “Яндекса” не раскрывать переписку клиентов

    194

    Как стало известно “Коммерсанту”, власти впервые попытались привлечь “Яндекс” к ответственности за отказ раскрыть информацию о его пользователях. Интернет-компания не предоставила Федеральной таможенной службе (ФТС) личную переписку одного из клиентов “Яндекс.Почты”, сумев в дальнейшем отстоять свою правоту в суде. Google, Facebook и Twitter в 2015 году получили от российских правоохранительных органов около 300 запросов на раскрытие информации о пользователях, российские интернет-компании получают их в несколько раз больше, и эти требования не всегда законны, утверждают эксперты.

    Хамовнический районный суд Москвы 22 марта отменил протокол об административном нарушении в отношении “Яндекса” по ст. 19.7 КоАП (непредставление информации в государственный орган), пишет “Коммерсант”.

    По данным издания, ранее компания отказалась предоставить подразделению ФТС личную переписку пользователя “Яндекс.Почты”, после чего мировой судья судебного участка № 425 Москвы вынес постановление о привлечении “Яндекса” к административной ответственности, которое интернет-компания успешно оспорила в Хамовническом районном суде. “Это первый случай, когда “Яндекс” попытались привлечь к ответственности за подобный отказ”, — подчеркивает представитель компании.

    Согласно тексту постановления мирового судьи, в “Яндекс” обратилась Находкинская таможня, которая требовала предоставить электронные сообщения, включая приложения, отправленные и полученные посредством использования конкретного электронного почтового ящика за период с 1 января 2014 года по 1 октября 2015 года. К своему запросу в “Яндекс” таможня приложила постановление Находкинского городского суда, согласно которому “по электронному почтовому ящику (“Яндекс.Почты”), возможно, обсуждались вопросы, связанные с организацией и осуществлением уклонения от уплаты таможенных платежей”.

    “Яндекс” отказал в предоставлении переписки, так как в постановлении суда не было указания на ограничение тайны переписки данного пользователя. В результате компанию признали виновной в административном нарушении и назначили наказание в виде 3 тысяч рублей штрафа, однако Хамовнический районный суд удовлетворил жалобу “Яндекса” на данное решение и отменил постановление.

    Как поясняет юридическая служба “Яндекса”, согласно Конституции, ограничение права на тайну переписки допускается только на основании судебного решения. Эксперты согласны, что оперативно-разыскное мероприятие “наведение справок” не может быть использовано в целях получения электронной почты пользователя.

    В 2013 году с похожими проблемами уже сталкивались интернет-компании Mail.Ru Group и “Рамблер”. Федеральная служба по финансовым рынкам выставила им штрафы в размере 500 тысяч рублей за отказ предоставить информацию об электронных почтовых ящиках пользователей. Причем ФСФР запрашивала не переписку, а дату регистрации почтового ящика и сведения об адресах, на которые отправлялись письма. Обе компании тогда сообщали, что не могут предоставить данную информацию без вскрытия почтового ящика. В дальнейшем Mail.Ru Group отстояла свою позицию в суде, а “Рамблер” все же получил штраф, отмечает издание.