Субсидии 2013 года — порядок проведения конкурса

В первых числах апреля 2013 года в субъекты наконец пришли субсидии по конкурсу 2012 года. Спустя две недели Минкомсвязь рассказала о правилах проведения следующего.
Во вторник, 16 апреля на совещании с представителями регионов в Нижнем Новгороде Минкомсвязь России впервые публично озвучила планы министерства в части предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в регионах.

По словам представителей Минкосмвязи, в течение мая будет проведен  конкурс (3 недели – на прием заявок, 2 недели – на их оценку и подведение итогов),  победители должны быть определены до 1 июня 2013 года.

Невзирая на то, что основные направления выделения субсидий вызвали много вопросов на состоявшемся 16 апреля обсуждении, уже вчера, 18 апреля, эти направления были озвучены на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность  государственных органов и органов местного самоуправления.

Основные отличия принципов выделения субсидий заключаются в изменении направлений и уменьшению максимального размера субсидии, на который может претендовать регион-участник (с 50 млн. рублей до 30).

Анализ проектов документов, разработанных Минкомсвязью, вызывает ряд вопросов.

Из проекта порядка конкурсного отбора на право получения субсидий исчезла обязанность Минкомсвязи публиковать на сайте Заявки после вскрытия конвертов.

Поскольку вопрос касается распределения средств из федерального бюджета, полагаем, что процесс оценки заявок и принятия решения об их удовлетворении должен быть публичен и открыт.

Напомним, что после подведения предыдущего конкурса Минкомсвязь фактически отказалась публиковать конкурсные заявки регионов, хотя это прямо предусмотрено действующим приказом № 188 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора на право получения субсидий субъектами Российской Федерации».

Еще одно организационное изменение касается состава конкурсной комиссии – если в соответствии с действующим порядком в комиссию приглашались представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, минэкономразвития, то в новом проекте состав конкурсной комиссии определяется приказом Министерства связи без указания, кто в него может входить. Видится целесообразным, чтобы, помимо сотрудников министерства, в конкурсную комиссию были приглашены и представители иных органов государственной власти и экспертного сообщества.

Приоритетными направлениями на 2013 год определены:

внедрение автоматизированной информационной системы АИС МФЦ;

обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Полностью первое направление сформулировано так: «Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) посредством внедрения автоматизированной информационной системы (далее – АИС)».

Чтобы на внедрение АИС МФЦ можно было получить субсидию, система должна обеспечивать следующие возможности:

взаимодействие с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия и региональной системой межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ);

наличие интеграции личного кабинета на портале МФЦ с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА);

отправка пакета документов в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

наличие в АИС МФЦ доступа к электронным сервисам органов, предоставляющих услуги, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, а также функциональных возможностей по взаимодействию с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП);

наличие в АИС МФЦ функциональных возможностей по поддержке деятельности работников МФЦ по приему, выдаче, обработке документов, поэтапной фиксации хода предоставления услуг с возможностью контроля сроков предоставления услуги и проведения отдельных административных процедур;

наличие в АИС МФЦ доступа заявителя к информации о ходе предоставления услуги.

Таким образом, деньги получат те, кто возьмет одну из готовых информационных систем обеспечения деятельности МФЦ и внедрит в своих многофункциональных центрах или доработает уже использующиеся системы до выполнения всех вышеперечисленных требований.

Вызывает вопрос еще одно требование к системе — АИС МФЦ должна иметь  доступ к электронным сервисам органов, предоставляющих услуги, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, что означает необходимость заключения таковых соглашений между МФЦ и всеми федеральными, региональными органами власти и местного самоуправления, сервисы которых будут использоваться при оказании услуг.

С учетом того, что используемая система МФЦ должна иметь портал с личными кабинетами, интегрированными с ЕСИА и уметь взаимодействовать с СМЭВ и ГИС ГМП, мы получаем аналог Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Не исключен вариант, что таким образом регионы побуждают использовать / создавать МФЦ в отделениях Почты Росии, о чем в начале апреля говорили заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Максим Паршин и директор департамента госрегулирования министерства Алексей Херсонцев на совещании с регионами.

«Почта России» со своей обширной сетью почтовых отделений вполне может выполнять функции МФЦ, и Минэкономразвития активно поддерживает ее участие в данном проекте. Но итоговое решение за самими субъектами», — сказал Алексей Херсонцев. Представители Почты России подчеркивают при этом, что «расходы на содержание этого «окна» берет на себя администрация региона, с которой заключено соглашение».

Кстати, на этом же совещании в Минэкономразвития действительно шла речь о создании портала услуг, «альтернативного» Единому порталу.

Второе направление, связанное с предоставлением услуг в электронном виде, тоже вызывает ряд вопросов.

Основной целью работы по этому направлению заявлено увеличение количества обращений граждан за предоставлением государственных и муниципальных услуг в полностью электронном виде.

Первое – это сам перечень услуг. При их выборе Минкомсвязь руководствовалась такими характеристиками, как количество обращений за государственной услугой и количество межведомственных документов, используемых при оказании этих услуг. Таким образом, было выбрано 20 услуг в сфере недвижимости, в сфере определения гражданско-правового статуса гражданина и в сфере социальной защиты населения. Экспертами много раз уже отмечалось, что количество обращений не является характеристикой социальной значимости услуги.

В докладе представителя Минкомсвязи России было несколько раз отмечено, что услуги должны оказываться на 5 этапе, что должно  «обеспечивать возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услу».

В то же время часть услуг из предложенного перечня, например, из сферы «определения гражданско-правового статуса гражданина» не могут быть полностью электронными, так как это прямо противоречит действующему федеральному законодательству. Как прокомментировал начальник ИТ-управления администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов, хотя услуги ЗАГСа и переданы с федерального уровня на региональный, административный регламент определяет Минюст. «Если есть требование о личной явке или личном предоставлении документов, субъект Федерации изменить это требование не может».

Регионы, как было заявлено, могут выбрать любое количество из перечисленных услуг.  Но есть интересный аспект. Если эти услуги уже доступны в электронном виде, то заявка на субсидию все равно может быть подана, так как основным критериями оценки будет являться Доля документов, являющихся результатом предоставления услуг в электронном виде, от общего количества документов, выданных гражданам и организациям, зарегистрированным в субъекте Российской Федерации, через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Это может быть обеспечено посредством широкого информирования граждан о возможности получения услуг в электронном виде.

При этом должны быть обеспечены осуществление всех необходимых межведомственных запросов в электронном виде и возможность получения результата предоставления услуги в электронном виде.

Надо отметить, что, как и в прошлом году, услуги, предоставляемые в электронном виде через Единый портал государственных услуги (или региональный портал,  подключенный к ЕСИА) при оценке итогового балла имеют вес, в два раза больший, чем  услуги, доступные на региональных порталах.

Дополнительным требованием является обязанность победителей Конкурса утвердить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы координации расходов на информационные технологии, включая ведение реестра информационных систем субъекта Российской Федерации и проведение экспертной оценки ИТ — расходов уполномоченным в соответствующей сфере органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Непонятно только, почему это относится только к победителям, а не к всем претендентам и почему это должно быть сделано к сроку завершения проектов.

Протокол заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность  государственных органов и органов местного самоуправления от 18.04.2013 № 3

Порядок конкурсного отбора на право получения субсидий субъектами Российской Федерации

Презентация к докладу Минкомсвязи