США против Евросюза: Google и прочие технологические компании как инструмент экспансии

186

D-Russia.ru предлагает вашему вниманию перевод статьи Wall Street Journal «U.S. Tech Giants Battle Europe’s Sovereign States», посвященной вопросам регулирования деятельности американских транснациональных IT-компаний в Европе.

Технологические компании США ведут борьбу с суверенными государствами Европы. Правительства противостоят новым промышленным гигантам, сконцентрировавшим финансовые, технологические, интеллектуальные и, главное, информационные ресурсы, сопоставимые с возможностями государств. Последние сопротивляются, противопоставляя экспансии компаний, порожденных вольной американской бизнес-культурой, отрегулированные европейские правила и структуры. Для американских IT-монополистов это самый серьёзный вызов в течение последних четырех десятилетий.

Бюрократы ЕС, привыкшие контролировать ключевые отрасли экономики, пытаются найти управу на новичков из-за океана. Рост европейской экономики слаб, государственные доходы невысоки, а прибыль, которую когда-то европейская промышленность получала всюду, начиная от СМИ и заканчивая такси, потекла (зачастую без уплаты налога) в Кремниевую долину. Еврокомиссары и национальные политики опасаются, что следующими станут критически важные отрасли промышленности – например, автомобильная.

Размеры американских фирм выглядят угрожающе. Оценка рыночной стоимости пяти американских технологических фирм— Apple, Amazon, Facebook, Google и Microsoft Corp. — составляет 1,8 триллиона долларов. Это сопоставимо с 1,3 триллиона долларов, которые приходятся на долю 30 крупнейших компаний, включенных в немецкий индекс DAX. «У европейцев есть все, чтобы проиграть от роста технологических фирм США», – приводит WSJ слова Пола Стоунмэна (Poul Stoneman), почетного профессора международной бизнес-школы Великобритании Warwick Business School и бывшего сотрудника антимонопольной службы Великобритании. В конфликте Европы и технологических гигантов США имеет место столкновение не только материальных, но и моральных ценностей: простые механизмы регулирования, по умолчанию включённые в Кремниевое долине, противоречат строгому европейскому подходу к конфиденциальности персональных данных.

Самый принципиальный момент здесь – контроль над Интернетом, который находится в США.  Скандал разразился после сообщений Эдварда Сноудена о массовой слежке американского правительства за европейцами – в том числе на основании данных, находящихся в распоряжении американских компаний, а не собранных спецслужбами.

Европейцы со своей стороны нанесли ответный удар. Так, голландский суд запретил Uber Technologies Inc.  работу сервиса заказа такси в Интернете. Британский министр финансов Джордж Осборн (George Osborne) представил новый налог, получивший название «налог на Google», направленный непосредственно на американские технологические компании. Ранее французские и немецкие чиновники провели консультации с общественностью относительно деятельности крупных американских технологических компаний, а Европарламент одобрил резолюцию, в которой говорится о необходимости разделения Google на основании антимонопольного законодательства.

Uber ответила заявлением, что будет продолжать предлагать свой сервис в Нидерландах. Google от комментариев отказался.

Американские компании были ошеломлены решением Европейского суда в Люксембурге в мае, который постановил, что европейцы имеют онлайн «право на забвение» и право требовать удалить ссылки на свои данные из поисковых систем (конституция США запрещает такое на территории страны). Европейские национальные регуляторы пошли еще дальше, рекомендуя поисковым системам применять постановление на всех своих сайтах, а не только в Европе.

Это угроза для американских технологических компаний, устремившихся за пределы своей родной страны для поддержания быстрого роста. На Уолл-Стрит аналитики все чаще говорят о регулировании бизнеса Google и др. технологических компаний за границей как об одной из немногих угроз для их роста.

Аналитик Bank of America Merrill Lynch Джастин Пост (Justin Post) сообщил о снижении акций Google после решений регуляторов Евросоюза со ссылкой на европейские нормативные риски, т.к. попытки ЕС урегулировать результаты поиска Google могут помешать компании выпускать новые продукты. Акции Google снизились как минимум на 5% в этом году, после роста более чем на 75% в 2012-2013 годах.

Еще раньше те же проблемы у компаний из США начались в других странах, особенно в Китае, который блокирует многие услуги Google и Facebook и создает препятствия американским высокотехнологичным фирмам для конкуренции с местными компаниями. Однако действия Европы опаснее, т.к. затрагивают основные принципы ведения бизнеса такими компаниями, как Google.

Помимо поисковых запросов, Европа фокусирует внимание на конфиденциальности данных и после Сноудена может ограничить возможности американских технологических компаний по сбору и использования информации о потребителях.  Эти данные – топливо для машины интернет-рекламы и коммерции. На создание и отладку этой машины Google, Facebook и Amazon потратили годы. Европейский регулятор может осложнить работу этой машины и сделать её дорогостоящей.

Раньше американские технологические компании создавали новые продукты и услуги, не задумываясь о нормативных и политических вопросах, решая их по мере возникновения. Сейчас им приходится решать эти вопросы заранее. В Google, Microsoft и Facebook эту тему официально не комментируют.

Положение настолько серьёзно, что актуальной становится тема фрагментации Интернета вследствие того, что правительства стремятся не допустить попадания персональных данных своих граждан в руки Вашингтона. Если американская слежка не будет обуздана, «движение к разделенному Интернету будет трудно остановить», –  говорится в докладе, опубликованном Советом Европы.

Американские компании рассматривают это как угрозу. В этом году главный исполнительный директор Facebook Марк Цукерберг разместил в Facebook пост, где он обратился к Бараку Обаме со словами «разочарования» по поводу «неоднократных докладов о работе правительства США», которые подрывают доверие к американским компаниям за рубежом. В ответ Агентство национальной безопасности США назвало неточным сообщение о том, что им был создан сервер, маскирующийся под сервер Facebook, при помощи которого АНБ получало доступ к компьютерам пользователей.

Обе стороны – и ЕС, и американские IT-компании – апеллируют к высшим ценностям. Выступая в поддержку нового жесткого регулирования в области защите данных, предлагаемого Европой, французский премьер-министр Мануэль Вальс (Manuel Valls) подчеркнул, что «демократические ценности должны преобладать».

«Мы не хотим быть ограничены только рекламой и поиском, – сказал в октябре исполнительный директор Google Эрик Шмидт в Лондоне. – Пока мы создаем нужные ценности для граждан мира, мы находимся на правильном пути истории».

Ставки в игре «технологические компании США против Старого Света» огромны, игра эта идёт, по сути, за будущее европейских народов. Сегодня половину роста производительности труда в Европе, согласно исследованию Еврокомиссии, дают инвестиции в информационные и коммуникационные технологии.

«Мы признаем, что инновации улучшают нашу жизнь, но мы хотим равных условий. Мы просто отражаем озабоченность европейских потребителей и европейских предприятий», – цитирует WSJ Рамона Тремозу (Ramon Tremosa i Balcells), испанского депутата Европарламента от Центристской партии, который поддержал резолюцию, призывающую к разделу Google.

Опасения такого рода чаще всего образуются вокруг Google, который был втянут в серию расследований по налогам, вопросам конфиденциальности и политике в отношении авторских прав во Франции, Германии и Испании, а также продолжительному европейскому антимонопольному расследованию.

Другим американским технологическим компаниям пришлось также пострадать. Они обычно изображаются как душители местной конкуренции и злостные неплательщики налогов. Amazon и Apple также втянуты в расследования ЕС по налоговым вопросам. Uber боролся с многочисленными усилиями закрыть его из-за обвинений в том, что он игнорирует законы во Франции и других странах, привлекая водителей без профессиональных лицензий. Amazon и Apple отрицали, что они получили льготные условия налогообложения от своих правительств.

В ноябре в письме президенту Европарламента четыре старших сенатора и конгрессмена США пишут, что ощущают «все большую озабоченность появлением тенденции к дискриминации иностранных компаний в области цифровой экономики», и что такая политика влияет на переговоры по соглашению о свободной торговле между Европой и США.

Некоторые американские компании используют противостояние ЕС со своими конкурентами. Microsoft, например, была движущей силой антимонопольной кампании против Google в Брюсселе.

Для крупных европейских компаний, имеющих влияние в европейских коридорах власти, ситуация также весьма сложна. Например, телекоммуникационные компании Европы в течение многих лет лоббировали регуляторов, чтобы облегчить ценовые ограничения и правила конкуренции. Теперь же такие сервисы, как Skype и WhatsApp, стали угрозой их прибылям и росту.

Эта угроза будет шириться на другие отрасли. Так, BMW разрабатывает цифровые технологии для управления своими умными машинами. Но европейские автопроизводители (!) обеспокоены здесь конкуренцией со стороны Google.

Российские конкуренты Google на поддержку регулятора не рассчитывают – основатель «Яндекса» Аркадий Волож заявил, что «борется с хулиганами самостоятельно».