Спецпредставитель президента РФ высказался о внешней политике России в области безопасности киберпространства

505

В понедельник «Коммерсант» опубликовал интервью спецпредставителя президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, посла по особым поручениям Андрея Крутских – в нём изложена позиция и предложения России по поводу международного контроля киберпространства с целью обеспечить его безопасности.

Сказанное Крутских сводится к следующему.

1. Россия готова к переговорам с США по кибербезопасности «хоть завтра», однако эти переговоры должны быть равноправными, без односторонних предварительных условий и каких-либо гарантий (речь о требовании США к России дать гарантии о невмешательстве в выборы в Конгресс США осенью 2018 года).

2. Предмет потенциальных переговоров – взаимные гарантии [обеспечения безопасности киберпространства], а лучше «универсальные гарантии и правила поведения, как уже много лет предлагает Россия».

3. Результатом переговоров должно стать соглашение о предотвращении опасной военной деятельности в киберпространстве. Такого рода двусторонние договоренности уже заключались, это, в частности, соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним 1972 года. В дальнейшем «можно было бы подумать не только о предотвращении опасной военной деятельности, но обо всей опасной деятельности в киберпространстве».

4. Пытаться, по предложению советника США по национальной безопасности, выстроить в киберпространстве систему сдерживания по аналогии с ядерным оружием – это «чудовищно опасная логика», авторы такой идеи «должны понимать, что проводить соревнования на минном поле нельзя». Вместо «противостояния супердержав» следует укреплять меры доверия, прозрачность и сотрудничество возможно большего количества стран.

5. Россия за то, чтобы возобновить приостановленную из-за разногласий работу группы правительственных экспертов по международной информационной безопасности. Представительство стран в ней должно быть справедливым, без «перевеса натовских стран, при том, что от СНГ допущен только один участник, и то он конкурирует с представителями Балкан».

6. Россия вместе со странами ШОС и БРИКС выступает за принятие юридически обязывающей конвенции ООН «О международной информационной безопасности». Но, поскольку западные страны эту идею не поддерживают, компромиссом с ними может стать резолюция Генассамблеи ООН, которая хотя и не будет иметь обязующего характера, «но станет моральным ориентиром».

7. Идея создания международного суда по межгосударственным киберконфликтам «достойна обсуждения». Организации, контролирующие исполнение странами международных соглашений по киберпространству, могут быть созданы также по образцу МАГАТЭ или ОЗХО.

Россия последовательно проводит политику, цель которой – включить Интернет в область международного права.

Мотивом такой политики служит необходимость обеспечить равноправное участие государств в управлении Интернетом как условие национальной кибербезопасности для каждого из них. В настоящее время из-за невозможности для большинства стран на равных участвовать в управлении Интернетом существуют потенциальные технические угрозы для Рунета.