Скандал со «шпионским» приложением для фитнеса: владельцы онлайн-сервисов обладают очень большими персональными данными

Новость о том, что фитнес-трекер для бегунов и велосипедистов Strava сдал расположение тропинок вокруг военных баз США по всему миру, опубликовав маршруты пробежек своих 100+ миллионов пользователей, стала новостью только потому, что владелец сервиса выложил в открытый доступ часть собранных им данных.

Аналогичных источников подробной информации очень много – она образуется отчуждением персональных данных от владельцев, после чего сами владельцы не знают, как, кем и для чего их данные используются. В частности, в пользовательском соглашения Strava прямо сказано: «Ваш контент принадлежит вам, но вы передаёте нам право на его использование». В сочетании с регистрацией пользователя через учётную запись Facebook или Google это персонализирует «принадлежащий вам» контент и отдаёт его в распоряжение компании со штаб-квартирой в Сан-Франциско.

Опубликованная Strava карта маршрутов бегунов.

У Strava есть как минимум два прямых конкурента сопоставимой популярности (от 100 до 500 миллионов загрузок в Google Play) – Endomondo (принадлежит американскому филиалу датской Ascio Technologies) и австрийская Runtastic. Они владеют таким же, что и Strava, объёмом данных.

Перечисленные приложения ведут себя «прилично», не злоупотребляя разрешениями для мобильных приложений – по умолчанию они получают только доступ к данным о местонахождении устройства. Производители фитнес-браслетов считают такое поведение ненужной условностью. Например, Veryfit, связывающее браслет с мобильным Android-устройством, после установки получает доступ ко всем персональным данным беспечного пользователя:

Приложение для фитнес-браслета по умолчанию получает доступ ко всей информации мобильного устройства.

Заметим, что годичной давности история Pokemon Go привлекла внимания больше, чем нынешний инцидент, хотя фитнес-трекеры очевидно превосходят по объёмам аккумулируемых персональных данных и извлекаемой из них информации игру, имевшую недолгую популярность.