Северная Осетия уверенно чувствует себя в федеральном телекоммуникационном пространстве

Северная Осетия, по официальным данным департамента министерства связи и массовых коммуникации РФ, является лидером в Северо-Кавказском федеральном округе по уровню внедрения «электронного правительства», а также занимает пятое место среди остальных субъектов РФ.

Как известно, в 2010 году закончился очередной этап программы проведения административной реформы, которая была рассчитана на 2006-2010 годы, как на федеральном, так и на республиканском уровне. В рамках ее реализации были обозначены приоритеты и, в частности, перевод предоставления государственных и муниципальных услуг на современные информационные технологии.

Программа формирования «Электронного Россия» завершилась в 2010 году, и сейчас реализуется программа по ее развитию, рассчитанная на 2011-2020 гг.

Хотя весомые результаты ощутимы уже сегодня — мы уже попали на такой рубеж, когда можем пользоваться услугами через информационные технологии. Естественно, этому предшествовала кропотливая работа: поправили свою регламентационную базу, разработали не просто регламенты, связанные с описанием процедур, а оптимизировали их, убрали те действия, которые, что называется, были избыточными. Теперь они в таком виде, что их можно качественно переводить на электронный формат и до минимума упростить и ускорить процедуру общения гражданина с чиновником.

Кстати, в разработанном регламенте не только описываются действия чиновника, но и жестко поставлены временные рамки при предоставлении той или иной услуги, определено время на их рассмотрение. На данный момент в региональный сегмент федерального типового реестра электронных услуг введены сведения о 161 услуге республиканских органов исполнительной власти. Эти услуги и информация о соответствующих органах власти республики доступны и на едином федеральном портале госуслуг.

На региональном портале услуг в электронном виде уже размещены более 60 услуг, предоставляемых чиновниками Северной Осетии — министерства труда и соцразвития, комитета по занятости населения, архивной службы, министерства здравоохранения. На портале также реализована возможность получения информации об услуге и ведомствах, которые ее предоставляет.

Следующей задачей в нашей работе является развитие связи нового поколения — оптоволоконной. У нас на сегодня стоит задача полностью покрыть всю республику, вплоть до районных центров, сетью оптоволокна, причем как усилиями государственных операторов, так и частных. Мы сознательно в республике стараемся стимулировать конкуренцию между операторами связи и идем по пути создания такой конкурентной среды. И сейчас будем работать над тем, чтоб одними из первых в СКФО иметь доступ в сеть интернет 3G и 4G. Беспроводная технология, где не существует физических препятствий для передачи сигнала, положительно отразится в вопросах доступа к сети Интернет в сельской местности, учитывая условия расположения нашей республики, окруженной горами.

Кроме того, в ближайшее время планируется внедрить услуги IPTV цифрового телевидения. Ведется работа по созданию регионального телеканала и его включения в первый мультиплекс, включающий пакет из бесплатных девяти телеканалов. Мы в ближайшее время должны предоставить свои предложения по контенту и содержанию.

В рамках развития информационного общества у нас реализуется несколько проектов, основной из которых — создание сети многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению во всех районах республики. Во Владикавказе уже функционирует один такой опытный образец МФЦ. Он создан в соответствии с постановлением республиканского правительства, где также были утверждены устав МФЦ и перечень предоставляемых услуг. МФЦ расположен в Затеречном округе города на базе управления социальной защиты населения этого района. Программно-аппаратный комплекс МФЦ состоит из автоматизированных рабочих мест с различным функциональными подсистемами «СМЭВ» «Электронная очередь», «Делопроизводство и документооборот». Программно-аппаратный комплекс включает в себя единый портал госуслуг Северной Осетии, где обеспечена полная совместимость с типовыми продуктами, созданными в рамках ФЦП «Электронная Россия». Также в нем действует многоканальный центр телефонного обслуживания с функцией автоинформирования, интерактивного взаимодействия и SMS-оповещения. Таким образом, пользователи могут ознакомиться с административными регламентами в сфере социальной защиты населения, в интерактивном режиме подать заявку на получение услуги и отслеживать ход ее выполнения и т. д.

Помимо этого в республике начата предварительная работа по реализации проекта «Универсальная электронная карта» в рамках ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которая будет продолжена после принятия соответствующих нормативно-правовых актов на федеральном уровне. Подписано соглашение правительства Северной Осетии со Сбербанком РФ по реализации пилотного проекта «Универсальная электронная карта». Для этого нами сейчас изучаются уже существующие варианты универсальных информационных карт регионов России.

Я могу сказать, что на сегодняшний день мы уверенно почувствовали себя в федеральном телекоммуникационном пространстве.

Да, инфоматы были установлены в рамках достигнутых договоренностей с компанией «Ростелеком» чуть более месяца назад. Их пока всего десять, из них семь работают во Владикавказе на первоначальном этапе в режиме тестирования. Я лично сразу после презентации объезжал, проверил, как работает услуга по оформлению паспорта, скачал нужные бланки, распечатал… После этого их можно заполнить и отнести по месту назначения. Но хочу отметить, что уже в будущем заполненные бланки и документы можно будет отправлять также через инфомат к адресату.

Кроме того, через инфоматы можно будет составлять заявки, производить все платежки. С помощью такого аппарата можно выйти на прямой федеральный портал госуслуг, в том числе, по республике.

Пользование инфоматом не составляет трудностей, они оборудованы так, что можно по любому вопросу напрямую связаться с оператором в Москве, который подробно расскажет, как воспользоваться той или иной услугой. Но все же я поставил вопрос о том, чтобы правила пользования информационными терминалами были вывешены на видном месте. Кроме того, порекомендовал эксплуатирующей компании, чтобы поначалу к каждому инфомату был прикреплен консультант, который будет помогать пользователям.

Не без гордости скажу, что после этого ознакомительного объезда уже проводятся работы по возведению съездов для беспрепятственного доступа инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями.

Сейчас я не могу сказать, что жители республики массово стали пользоваться инфоматами, но это больше психологический аспект – к работе инфомата попросту надо привыкнуть. После того, как люди поймут, что это гораздо удобнее, что это заменяет человеку хождение по инстанциям, нудное общение с чиновником и самое главное — полностью устраняет коррупционную составляющую, работа с такими аппаратами станет привычной. Уверен, что это «светлое завтра» наступит в ближайшее время. К хорошему, как известно, привыкаешь быстро.

Молодежи, конечно, достаточно легко приспособиться к новым технологиям, а вот носителям социальных льгот, а это, в основном, граждане старшего поколения, необходимо помочь. Естественно, все это в работе по внедрению новых информационных технологии учитывается. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что в обучении нуждаются не только возрастные социальные слои населения, но и сами госслужащие. В рамках нескольких программ по повышению уровня компьютерной грамотности населения, государственных и муниципальных служащих, еще в прошлом году были проведены несколько обучающих семинаров. В их работе приняли участие специалисты информационных служб органов исполнительной власти и органов местного самоуправления республики.

Кроме того, в настоящее время на базе Современной гуманитарной академии совместно с корпорацией Microsoft реализована программа по обучению населения навыкам работы на компьютере. В перспективе, совместно с республиканским министерством образования и науки, будет реализована программа массового обучения граждан на базе школ и других учебных заведении.

Ну, во-первых, у каждого гражданина в нашей системе свой страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), никто кроме пользователя не сможет проникнуть в «личный кабинет» и воспользоваться личной базой данных. Если говорить о защите индивидуальной электронной карты, то здесь рассматривается несколько вариантов вплоть до применения дактилоскопии, чтоб карта могла активироваться только по отпечаткам пальца владельца. Естественно, согласно 152 ФЗ «О защите персональных данных», в уже существующем у нас МФЦ нет устройств, не соответствующих стандартам защиты. Этим занимаются специальные компании, имеющие государственные лицензии. Конечно, в современном мире нет стопроцентных гарантий от электронного взлома, но на нашем уровне система имеет многократное дублирование и технически утечка информации, персональных данных или возможность несанкционированного доступа с посторонней стороны практически исключена.

Если потеряна сама универсальная электронная карта, то по закону существует процедура ее восстановления или дублирования. Во-вторых, если документы потеряны в офисе на стадии рассмотрения, конечно, ответственность за это будет нести чиновник, который их потерял, так как это все предусмотрено регламентом. После того, как гражданин отправляет уже заполненные бланки оператор клиентской службы выдает расписку в получении с полным перечнем отправленных документов и четкими сроками рассмотрения того или иного документа. Таким образом, во много раз возросла ответственность чиновника перед населением.

Это самый сложный вопрос, так как денег катастрофически не хватает. Все, что сделано, это во многом результат государственно-частного партнерства, многое мы делаем при получении инвестиций коммерческих структур. На рынке связи в республике присутствует четыре оператора мобильной связи и три основных оператора, предоставляющие услуги широкополосного доступа к сети Интернет и фиксированной связи. Они это делают, по большому счету, для себя и развития своего бизнеса, но мы их «подгружаем», выходим на варианты сотрудничества, используя их инфраструктуру под себя.

Например, ОАО «Ростелеком» включили нашу республику в пилотный проект, в котором учувствует 10 регионов РФ по установке инфоматов. Все эти аппараты установлены и обслуживаются компанией, пользование ими абсолютно бесплатно для населения. Помимо этого внедрение государственных и муниципальных услуг также проходит с их помощью, здесь мы единственно будем оплачивать обслуживание, но для населения все будет предоставляться бесплатно.

Конечно, часть средств планируем привлечь и из федерального бюджета или за счет участия в пилотных проектах. Увы, целевого финансирования из госказны именно на информатизацию регионов нет, объявляются пилотные проекты, в которые мы стремимся попасть. Планируем также привлекать средства из муниципальных бюджетов на паритетной основе, заключать договоры о сотрудничестве, в рамках которых будем субсидировать реализацию таких проектов на муниципальном уровне.

Хочу особенно подчеркнуть, что все, что необходимо сделать в данном направлении, мы сделали, а это совсем немало. Затратив минимальное количество денег, благодаря нашим местным программистам, с помощью республиканских компаний мы сэкономили значительные суммы республиканского бюджета для реализации уже функционирующих проектов. Но бесконечно долго так не может продолжаться, на некоторых этапах нужны значительные денежные вливания.

Сейчас на подходе реализация еще нескольких проектов, финансирование которых мы должны обеспечить как за счет финансирования из республиканского бюджета, так и по схеме федерального софинансирования. Только в текущем году для реализации намеченных планов необходимо более 50 млн рублей.

Print Friendly
Error, group does not exist! Check your syntax! (ID: 2)
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры