Счётная палата: система стратегического планирования деятельности министерств не способствует достижению национальных целей

Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ, в том числе Минкомсвязь), проведённый Счётной палатой, содержит вывод о неэффективности системы стратегического планирования.

Исследуемый период включил 2017–2018 годы и 9 месяцев 2019 года, когда правительство возглавлял Дмитрий Медведев.

В стратегическом планировании выявлены проблемы нормативного регулирования, методического обеспечения, организации контроля, открытости и доступности информации.

Анализ показал, что нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу, не формируют завершённую систему стратегического планирования. Они не согласованы между собой и не актуализированы в соответствии с документами, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально-экономического развития страны.

В результате ни один из утверждённых планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы не соответствует установленным требованиям. В планы деятельности ФОИВ включено только 26% показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено 55%, сказано в отчёте Счётной палаты.

Низкий уровень применения информационных технологий снижает эффективность системы стратегического управления деятельностью ФОИВ.

Прозрачность («транспарентность», сказано в документе) не стала основным принципом деятельности ФОИВ. «В сфере обеспечения открытости остается значительное пространство для совершенствования», заявляет Счётная палата.

Счётная палата: система стратегического планирования деятельности министерств не способствует достижению национальных целей

Справка о ФОИВ

Из бюллетеня Счётной палаты.

В настоящий момент в структуре ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, 17 федеральных министерств, 4 федеральных службы и 3 федеральных агентства. Из 17 федеральных министерств 9 имеют 15 подведомственных федеральных служб и 14 федеральных агентств.

На 1 января 2019 года штатная численность 53 ФОИВ составляла 368 173 единицы, количество занимаемой ими площади – 22 923,1 тысячи кв. м, количество обслуживающих автотранспортных средств – 21 396 единиц. Расходы федерального бюджета за 2018 год составили 9 510,1 миллиарда рублей (данная сумма включает расходы на реализацию функций в установленной сфере).

На 1 января 2019 года штатная численность 29 подведомственных ФОИВ составляла 333 083 единицы, количество занимаемой ими площади – 21 066,4 тысячи кв. м, количество обслуживающих автотранспортных средств – 17 392 единицы. Расходы федерального бюджета за 2018 год составили 1523 миллиарда рублей.

Деятельность ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, направлена на социально-экономическое развитие страны. От эффективности их деятельности напрямую зависит достижение национальных целей, определённых президентом РФ.

В целом разработка планов деятельности ФОИВ характеризуется низким качеством, а планирование деятельности ФОИВ носит формальный характер.

Процесс корректировки планов и показателей деятельности ФОИВ значительно растянут во времени из-за отсутствия установленных сроков с момента утверждения или изменения документов стратегического планирования (включая государственные программы РФ), ответственным исполнителем или соисполнителем которых являются ФОИВ. Отдельные ФОИВ осуществляют корректировку в течение года.

В 2017–2019 годах руководители 12 ФОИВ не осуществляли текущий мониторинг и оценку результатов выполнения мероприятий плана деятельности. Одна из причин – отсутствие установленного порядка отчётности о результатах проведения регулярного мониторинга.

В бюллетене также приведены данные и ссылки на исследования по теме стратегического планирования, в их числе:

  • Госуправление: приоритетные шаги в целях устойчивого развития. В качестве актуальной задачи составители документа выделяют создание аналитических систем с использованием технологий обработки больших данных и внедрение искусственного интеллекта;
  • Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество. В документе отмечается, что концепция должна основываться на сборе и анализе данных и создании стандартизованных интерфейсов взаимодействия с конечными пользователями и другими информационными системами.
  • Государство как платформа. В частности, указывается, что целевой функцией реализации идеи «Государство как платформа» является благополучие граждан и содействие экономическому росту, основанному на внедрении технологий. Концепция подразумевает, что система государственного управления должна действовать как передовая IT-корпорация.
  • Государство как платформа: люди и технологии. Доклад развивает идеи предыдущего доклада ЦСР «Государство как платформа» и отвечает на вопросы, кто и как может осуществлять цифровую трансформацию, прежде всего государственного управления. В том числе авторы предлагают конкретные рекомендации по формированию IT-команды цифровой трансформации, описывают компетенции, необходимые участникам команды.
  • Навигатор цифровой трансформации: Agile-подход в государственном управлении. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС при участии Минкомсвязи РФ разработал методические рекомендации по применению гибких (Agile) подходов в проектном управлении органов государственной власти.
  • Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. Особое внимание обращено на три ключевые технологии: сбор и обработку цифровых данных, искусственный интеллект, интернет вещей. Их масштабное применение, с одной стороны, необходимо для повышения эффективности госуправления и развития экономики в целом, а с другой — способно вызвать целый ряд этических коллизий, включая нарушение приватности граждан, дискриминацию отдельных категорий людей, «цифровое неравенство» и т. д. Отдельно в докладе описаны этические проблемы в тех сферах и отраслях, которые особенно сильно могут трансформироваться в связи с переходом в «цифру»: медицина, образование, социальные услуги и пр.
  • Рейтинг открытости государства. Концепция открытости государства базируется на идее подотчетности избираемых представителей власти и назначенных ими чиновников. Эта идея требует наличия универсального инструмента, который позволял бы измерять степень открытости тех или иных госорганов, видеть динамику в этом процессе. Таким инструментом может стать первый в России рейтинг открытости.

Кроме того, в документе приводятся позиции представителей высших органов аудита разных стран – США, ЮАР, Финляндии, Коста-Рики, Италии.

Тутти Юли Виикари генеральный аудитор Финляндской Республики: «Цифровизация и технологические изменения являются постоянной основой многих наших повесток, однако мы также рассматриваем и анализируем национальные задачи и приоритеты, насущные вопросы государства в целом, где наша помощь и присутствие необходимы. Нам нужно понимать связь между трансформацией общества и изменениями в нашей работе, и для этого требуется системный подход. Соответственно, необходимо развивать инновационное мышление, но это достаточно долгий процесс, поскольку нам, аудиторам, важна определенность, точность, наличие доказательной базы – мы хотим знать, что нас ждет в будущем».

Аудитор Италии: «Глобализация, цифровизация и институциональные изменения являются не вызовами, с которыми мы должны столкнуться, а контекстом, в который мы должны вписаться. Адаптация к изменениям означает прежде всего адаптацию к технологическим изменениям. Мы должны научиться эффективно использовать новый инструментарий, который в последние десятилетия постоянно развивается. Мы должны быть осведомлены об изменениях в финансах, торговле, промышленном производстве, связи и образовании, вызванных цифровизацией, и иметь возможность в полной мере представить себе эти изменения, чтобы провести аудит государственного сектора».

Полный документ>>

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here