Счётная палата признала неактуальными 44% подсистем информационной системы таможенных органов РФ

430

Проверка мероприятий по информатизации таможенного оформления и контроля выявила нарушения, препятствующие прозрачности таможенных процедур, сообщает в четверг Счётная палата.

За период с 1994 по 2015 гг. в рамках модернизации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) создавались новые подсистемы, количество которых к 2015 году возросло до 858. В целях выявления морально устаревших и не использующихся подсистем в 2015 году проведена инвентаризация, по итогам которой только 56% подсистем признаны актуальными.

Объекты проверки: Федеральная таможенная служба; Центральная энергетическая таможня (г. Москва) с выездом в подчиненные таможенные посты (выборочно) (г. Новороссийск); Северо-Западное таможенное управление (г. Санкт-Петербург); Центральное информационно-техническое таможенное управление (г. Москва).

Проверяемый период деятельности: 2014-2015 гг. и истекший период 2016 года.

Расходы федерального бюджета на ЕАИС ТО с момента ее создания в 1994 году по 2016 год составили 21,8 миллиарда рублей. В докладе Счётной палаты отмечено, что расходы по созданию информационно-программных средств отражаются по ненадлежащему виду расходов, что позволило Федеральной таможенной службе не включать их в планы информатизации на соответствующий год и не направлять на заключение в Минкомсвязь России. Кроме того, выявлены другие систематические нарушения в формировании и исполнении планов информатизации, а также в заключении госконтрактов.

В 2015 году фактические расходы на реализацию мероприятий по информатизации превысили предусмотренные планами информатизации на 1,024 миллиарда рублей, или на 27,6%. По состоянию на 1 декабря 2016 года аналогичная ситуация складывалась с фактическими расходами 2016 года, которые превысили утвержденный план информатизации на 312,6 миллиона рублей, или на 14,9%.

Проверкой установлено, что основными программными средствами, позволяющими автоматизировать декларирование и выпуск товаров на всех уровнях таможенных органов, а также контроль за начислением и уплатой таможенных платежей, являются автоматизированная информационная система таможни АИС «АИСТ-М» и АПС «Лицевые счета». При этом из-за технических недостатков имеют место потери данных при их взаимодействии и «значительные корректировки данных об оплаченных таможенных платежах».

Кроме того, контроль за формированием таможенной стоимости и начислением таможенных платежей осуществляется инспекторами в основном «вручную», что «не исключает человеческий фактор и негативно влияет на обеспечение прозрачности таможенного оформления».

Технические недостатки программных средств ЕАИС ТО, выявленные в ходе проверки, а также недостаточный уровень проработки ФТС России вопросов разъяснительной работы с участниками внешнеэкономической деятельности привели к невыполнению пункта Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением правительства. Они создают риски невыполнения к январю 2018 году полномасштабного внедрения технологии автовыпуска товаров, установленного планом мероприятий. Так, в части авторегистрации экспортируемых товаров в 2016 году (по состоянию на 11 декабря 2016) подано 1,3 миллиона деклараций, из которых успешно прошли авторегистрацию только 440 тысяч, или 34,9%. Применение технологии авторегистрации в отношении импортируемых товаров начато только в апреле 2016 года, говорится в документе.

По итогам проверки коллегия Счётная палата приняла решение направить отчет в палаты Федерального Собрания и Минфин, а также представление Счётной палаты в Федеральную таможенную службу.