Счётная палата осталась недовольна организацией цифровизации медучреждений

793

Поручение президента о подключении всех медицинских учреждений страны к скоростному Интернету в 2017-2018 годах в целом выполнено. Однако управление реализацией проекта было неэффективным, сделала вывод Счетная палата по результатам проверок.

СП отчиталась о двух проверках: «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2018 году и истекшем периоде 2019 года» и «Мониторинг обеспечения подключения в 2018 году больниц и поликлиник к скоростному Интернету».

Как писал D-Russia.ru, в апреле 2018 Счётная палата также публиковала результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к Интернету в 2017 году и истекшем периоде 2018 года – и разбирала проблемы и недоработки.

В новом отчете отмечается, что министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций затягивало с утверждением плана-графика оказания услуг по подключению больниц и поликлиник к Интернету. Изначально он должен был быть готов в 2017 году. Затем сроки несколько раз переносились, последней датой было 1 июля 2018 года.

Но и к этому времени ведомство не успело. План-график оно утвердило спустя 3 месяца и только после того, как Счетная палата направила представление министру цифрового развития. Минздрав также вовремя не разработал рекомендации к скорости передачи данных.

«По состоянию на 5 марта 2019 года соответствующий приказ не был зарегистрирован в Минюсте, хотя все субъекты Российской Федерации уже взяли его на вооружение, руководствуются требованиями Минздрава», – отмечают в СП.

По решению правительства организация каналов связи для больниц и поликлиник осуществлялась двумя способами: не ниже 1 Мбит/с с использованием спутника для труднодоступных районов и от 10 Мбит/с посредством волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Эти два способа не учитывали подключения иными способами, существующими на рынке, которые позволяли предоставлять канал связи с достаточной скоростью и более низким тарифом.

Пример Воронежа
Офис врача общей практики в г. Воронеж был подключен к ВОЛС еще в 2017 году, но практически с самого момента установки оборудования ПАО «Ростелеком» его фактически не используют. Здание, где установлен офис врача, подключено другим оператором также по ВОЛС. При этом тариф на скорости 10 Мбит/с составил всего 2 тысячи рублей, в то время как «Ростелеком» за эту скорость запросил 7 тысяч рублей в месяц.

Это достаточно распространенная ситуация и вызвана она трактовкой условий распоряжений об определении единственного исполнителя: «Подключение по ВОЛС должно быть организовано в само помещение, где расположена медицинская организация, не важно, что само здание, где она располагается, уже подключено к Интернету». Подключение только одного такого кабинета врача общей практики в Воронеже обошлось бюджету более чем в 450 тысяч рублей.

С 2017 года тенденция загрузки каналов связи остается низкой, что говорит о маловостребованности медицинскими организациями предоставленного ресурса в настоящий момент. По словам заместителя министра здравоохранения Елены Бойко, «мы делаем всю инфраструктуру и систему не на сегодня. Мы делаем на будущее».

Счетная палата особенно отметила недостаточное планирование ассигнований Минкомсвязью и Минфином. Из выделенных бюджетом 20,4 миллиарда рублей, на момент окончания проверки (март 2019 года) были израсходованы лишь 6 миллиардов рублей.

«По итогам 2019 года будут оплачены, скорее всего, на сегодняшний день уже оплачены еще 6,5 миллиарда рублей выполненных работ. При этом уже сейчас можно сказать, что 7,8 миллиарда рублей будут не доиспользованы, что еще раз подтверждает недостаточное качество планирования как со стороны Минкомсвязи, так и со стороны Министерства финансов», – говорится в сообщении.

Заместитель министра цифрового развития Олег Иванов, который присутствовал на коллегии, с выводами проверки согласился: «… мы это подтверждаем, действительно все так и есть». Кроме того, он сообщил, что в целях реализации новых проектов по подключению объектов к Интернету «в техническом задании прописаны иные альтернативные способы подключения, которые может использовать исполнитель этого контракта». При этом напомним, что в мае 2017 тогдашний министр связи говорил, что цифровое здравоохранение — это одно из ключевых направлений подготовленной Минкомсвязью программы развития цифровой экономики.

Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрен ряд проектов по подключению социальных объектов к Интернету, в том числе, фельдшерских пунктов и школ. Риски при реализации этих проектов будут мониториться Счетной палатой.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

17 + 2 =