Счётная палата назвала недостаточными темпы реализации политики импортозамещения ПО в России

Исполнение плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения в соответствии с распоряжением правительства РФ от 26 июля 2016 года №1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения» проверено Счётной палатой.

Аудиторы констатировали «недостаточные темпы реализации политики импортозамещения» и пришли, в частности, к следующим выводам.

В государственных, региональных и муниципальных программах информатизации отсутствуют обоснованные и технически реализуемые планы перехода на преимущественное использование отечественных продуктов и решений для «создания полнофункционального инфраструктурного контура организаций на базе отечественного программного обеспечения, обеспечивающего надежность, устойчивость, технологическую независимость и информационную безопасность информационных систем».

В отсутствие утверждённых показателей реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы должным образом не осуществлялся контроль за использованием преимущественно отечественного ПО в органах государственной власти РФ, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления.

Названный в проекте паспорта национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» показатель «Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного ПО, проценты» составляет 52,9%, сказано в сообщении Счётной палаты.

Заказчики не применяют государственную меру – приоритет российским товарам и производителям в виде снижения для них на 15% предложенной цены договора. Также в описании объекта закупки применительно к ПО заказчики не используют показатели, технические характеристики, терминологию в соответствии с законодательством РФ в сфере технического регулирования и стандартизации.

Запрет на приобретение иностранного ПО при наличии российского аналога в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин может быть преодолён [без нарушения действующих нормативно-правовых актов]. Нет механизмов контроля и администрирования исполнения этого запрета: нормативными правовыми актами не установлены ограничения к характеристикам закупаемого ПО, которые бы не позволили государственным заказчикам закупать программное обеспечение с излишними потребительскими свойствами; отсутствуют механизмы оценки (в том числе независимой) и подтверждения характеристик программного обеспечения, а также согласования, утверждения соответствующих обоснований невозможности закупки ПО, включённого в реестр отечественного ПО. Подготовка таких обоснований полностью находится в сфере ведения государственного (муниципального) заказчика.

Федеральными органами исполнительной власти в 2018 году не обеспечена передача Минкомсвязи бюджетных ассигнований на закупку офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности в целях осуществления централизованных закупок офисного ПО, ПО в сфере информационной безопасности, а также ПО для ведения бюджетного учета в соответствии с пунктом 4 постановления правительства РФ №658, в связи с чем у Минкомсвязи России отсутствовала возможность осуществления централизованных закупок, начиная с третьего квартала 2018 года.

Планы перехода на отечественное офисное ПО фактически не выполняются, ведомствами заложены [необходимые для этого] бюджетные лимиты не более чем на 30% от необходимых.

При осуществлении закупок ПО государственными и муниципальными заказчиками не применялся должным образом классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 года №622, а именно: при формировании планов закупок, планов-графиков закупок ПО государственными и муниципальными заказчиками использовались коды ОКПД2, не внесенные в этот классификатор.

Счётная палата отмечает, что Минкомсвязью не утверждена методика проведения проверки сведений, содержащихся в реестре отечественного ПО, на предмет соответствия требованиям, установленным правилами формирования и ведения реестра, утверждёнными постановлением правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года №1236, а также дополнительным требованиям, утверждённым постановлением правительства РФ от 23 марта 2017 года №325.

Эта методика, действительно, утверждена Минкомсвязью лишь неделю назад.

Далее, постановлением правительства РФ от 23 марта 2017 года №325 внесены изменения в пункт 4 правил формирования и ведения реестра отечественного ПО, предусматривающие включение в реестровую запись сведений о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям, упомянутым выше. Однако постановлением правительства РФ от 20 декабря 2017 года №1594 указанная норма была исключена, что привело к отсутствию взаимосвязи между сведениями о ПО, ранее включенном в реестр, и информацией о соответствии дополнительным требованиям к нему, в связи с чем планирование и осуществление государственными (муниципальными) заказчиками закупок офисного ПО затруднено.

Кроме того, возможности реестра не позволяют проводить сравнение характеристик ПО с импортозамещаемыми аналогами.

Использование государственными и муниципальными заказчиками реестра при планировании и проведении госзакупок ПО затруднено в связи с ограниченными возможностями и недостаточным информационным наполнением реестра отечественного ПО. В реестре нет сведений о соответствии или несоответствии офисного программного обеспечения дополнительным требованиям, а также в связи с отсутствием технической возможности определения на основании данных реестра кодов ОКПД2 для классов ПО. Нет также «референтных цен и возможности сравнения с зарубежными аналогами».

Минкомсвязь не обеспечила формирование и ведение реестра евразийского программного обеспечения вопреки постановлению правительства. Действительно, необходимые для этого изменения положения об экспертном совете Минкомсвязи, принимающем решения о включении программных продуктов в реестр, 30 января 2019 только предложены к общественному обсуждению.

Реестр евразийского ПО

Согласно постановлению правительства от 20 декабря 2017 года №1594, с 1 января 2018 снят запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из государств ЕАЭС, для закупок для государственных и муниципальных нужд.

Постановлением, в том числе, утверждаются правила формирования и ведения единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств ЕАЭС, за исключением Российской Федерации (реестр евразийского ПО). Устанавливается, что на программы, включённые в реестр евразийского ПО, распространяются дополнительные требования, установленные постановлением правительства от 23 марта 2017 года №325 для российского программного обеспечения.