Счётная палата констатировала отсутствие у ФСИН стратегии развития в сфере информатизации

335

Уровень цифровизации в системе управления Федеральной службы исполнения наказаний России недостаточен для принятия эффективных управленческих решений, выяснила Счётная палата, проведя аудит эффективности использования государственных ресурсов на информатизацию ФСИН в 2015-2017 годах.

Рекомендации Минкомсвязи по разработке стратегии развития в сфере информатизации ФСИН не реализованы. Отсутствие такой стратегии создает риски невыполнения поставленных президентом задач (указ №204) по внедрению цифровых технологий в сфере госуправления и оказания государственных услуг при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», говорится в заключении СП.

Нормативное регулирование в сфере информатизации не позволяет ведомству эффективно решать задачи по внедрению современных информационных технологий. Сегодня в уголовно-исполнительной системе функционирует 41 информационная система и программный продукт. При этом Единая информационная система не создана, а часть применяемых систем используется неэффективно.

Мероприятия по развитию информационно-коммуникационных технологий ФСИН реализуются в рамках госпрограммы «Юстиция». При этом в госпрограмме значится только одна задача и один целевой показатель в части информатизации уголовно-исполнительной системы и полностью отсутствуют контрольные события, позволяющие достоверно оценить степень развития информационно-коммуникационных технологий ФСИН.

Всего в 2015-2017 гг. на информатизацию ФСИН из федерального бюджета было выделено 8,9 миллиарда рублей. Кассовые расходы составили 98,9%. Непосредственно на развитие информационных систем ФСИН было использовано только 2,6% всех расходов, остальные же 97,4% составляли текущие эксплуатационные расходы.

Аудитом установлено, что за три года 48% расходов (4,2 миллиарда рублей) были произведены ФСИН вне согласованных с Минкомсвязью планов информатизации.

Выборочная проверка применяемых ФСИН информационных систем и программных продуктов хоть и подтвердила их работоспособность и соответствие функциональным требованиям, однако показала, что некоторые системы и продукты используются неэффективно. Так, на 1 января 2018 года не использовалось 72% (38 тысяч 65 единиц) оборудования Информационной системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) балансовой стоимостью более 2,1 миллиарда рублей, из них более 44% оборудования было неисправно. При этом электронными средствами контролировались всего 1,5% из 989 тысяч состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях осужденных, наказание которых не связано с лишением свободы, и подозреваемых или обвиняемых.

В 2015-2017 гг. не эксплуатировалось 42% навигационного бортового оборудования, предназначенного для функционирования ГИС контроля транспортных средств с использованием ГЛОНАСС, балансовой стоимостью 87,6 миллиона рублей. Помимо этого, в НИИ информационных технологий ФСИН не введено в эксплуатацию две единицы серверного оборудования «Сервити» балансовой стоимостью 1,2 миллиона рублей.

При проведении закупок в сфере информатизации ФСИН недостаточно изучало ценовую ситуацию на рынке, что в итоге приводило к завышению начальной (максимальной) цены контрактов. Как показал анализ стоимости закупленного оборудования, экономия бюджетных средств за три года могла бы составить 76,6 миллиона рублей (расчетно). Проверка также выявила факты «искусственного» дробления сделок, что свидетельствует об ограничении конкуренции, говорится в сообщении СП.

По итогам аудита принято решение направить: представление директору ФСИН России, информационное письмо – в министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, отчет – в палаты Федерального Собрания и ФСИН России.