Счётная палата: 40% ОЭЗ, в том числе «Иннополис», нельзя признать эффективными

Соотношение вложенных средств федерального бюджета с общим объёмом привлечённых инвестиций до сих пор не позволяет признать эффективными 10 из 25 действующих особых экономических зон (ОЭЗ), в том числе «Иннополис», говорится в отчёте Счётной палаты, которая провела анализ работы ОЭЗ.

«Несмотря на усилия правительства, контрольный орган вновь пришел к выводу, что принимаемых мер для того, чтобы механизм ОЭЗ стал эффективным, недостаточно. На сегодняшний день все ещё существует ряд проблем, связанных как с созданием, так и с работой ОЭЗ», – считают аудиторы.

По состоянию на 1 сентября 2018 года на территориях 22 регионов существуют 25 ОЭЗ.

Всего в период с 2005 по 2017 гг. на основании постановлений правительства РФ было создано 36 ОЭЗ в 31 регионе.

На 1 июля 2018 года порядок компенсации затрат органам исполнительной власти регионов на создание инфраструктуры ОЭЗ не утверждён. Созданные объекты инфраструктуры в ряде случаев не эксплуатируются – главным образом из-за отсутствия нагрузки, соответствующей проектной мощности. Доля загрузки объектов инфраструктуры ОЭЗ составляет 48%.

Доля используемых резидентами земельных участков в общей полезной площади ОЭЗ также низка, она составляет по состоянию на 1 января 2018 года 38%, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении со стороны управляющих компаний и регионов, считают аудиторы.

В период с 2006 по 2018 год общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 201,2 миллиарда рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 131,4 миллиарда рублей и за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 69,8 миллиарда рублей.

Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры на 1 января 2018 года за счёт всех источников оценивается в 491,9 миллиарда рублей, в том числе за счёт бюджетных средств – в 254 миллиарда рублей.

При этом не определены источники финансирования строительства объектов на сумму 197,8 миллиарда рублей. «Существуют риски их финансирования в последующем за счёт средств федерального бюджета», – поясняет аудитор. По сравнению с 2017 годом стоимость объектов инфраструктуры, необеспеченных финансированием, увеличилась в 2,6 раза.

По словам аудитора, одной из причин сложившейся ситуации является ненадлежащее исполнение Минэкономразвития, органами исполнительной власти регионов, а также управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению ОЭЗ. Так, (на 1 июля 2018 года) перечни объектов инфраструктуры не утверждены по 12 из 20 ОЭЗ, по которым заключены соглашения о передаче полномочий по управлению субъектам Российской Федерации. Создание и развитие ОЭЗ осуществлялось достаточно медленно, в том числе затягивались сроки строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ, что в ряде случаев приводило к росту стоимости строительства, утверждает СП.

Условно эффективными можно признать деятельность только некоторых ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой области, в Санкт-Петербурге, в данных зонам объём осуществленных резидентами инвестиций существенно превысил объём вложенных средств федерального бюджета.