Счетная палата не нашла положительных изменений в развитии системы закупок

    435

    Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные итоги мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации» и констатировала отсутствие положительных изменений в развитии системы за девять месяцев 2016 года.

    Во-первых, Счетная палата недовольна ходом формирования нормативной правовой базы в сфере закупок, доработкой 44-ФЗ.

    Всего с момента принятия закона о госзакупках в него было внесено 30 изменений, принято 160 нормативных правовых актов, из которых в настоящее время фактически работают лишь 107. По мнению Счетной палаты, постоянные изменения затрудняют правоприменительную практику, в связи с чем целесообразно ввести «мораторий» на частое внесение изменений в 44-ФЗ.

    «При этом действительно важные изменения в 44-ФЗ, которые планировалось принять еще в 2015 году, в настоящее время не приняты. Например, не принят акт в части внедрения с 1 января 2017 года каталога товаров, работ, услуг», — пояснил аудитор Максим Рохмистров, добавив, что до настоящего времени также не осуществлен переход на электронные процедуры закупок, что могло бы стать дополнительным стимулом для расширения конкуренции (на протяжении 2015 и 2016 гг. уровень конкуренции составлял около трех заявок на один лот).

    Также в докладе отмечено, что на сегодняшний день сохраняется большое количество операторов электронных площадок. Так, анализ закупочной деятельности десяти компаний показал, что они используют 11 электронных площадок, при этом каждая из компаний использует ресурсы от одной до четырех площадок. Все это увеличивает затраты потенциальных участников для доступа к корпоративным закупкам и влечет снижение уровня конкуренции.

    Читать также: «Минэкономразвития хочет оставить только одну площадку для госзакупок вместо пяти» >>

    Среди претензий СП — недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов; низкое качество определения федеральными органами нормативных затрат на обеспечение их функций; отсутствие регулирования вопроса об установлении требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг для государственных должностей и пр.

    Читать также: «Правительство определило характеристики ПО, требования к которому надо указывать при закупках» >>

    Среди положительных тенденций отмечается снижение доли закупок у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки) с 47% до 43%. Увеличилась доля закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

    Согласно выводам Счетной палаты, в 2016 году в системе государственных закупок сохранились те же недостатки, которые отмечались по итогам прошлого года.

    Читать также: «Правительство утвердило порядок обязательного общественного обсуждения госзакупок» >>