Сбер покупает «Яндекс.Деньги»

    31

    Сбербанк покупает у «Яндекса» 75% минус 1 доля в капитале сервиса «Яндекс.Деньги» за $60 миллионов. Вся компания оценена приблизительно в $80 млн, сообщил журналистам глава «Яндекса» Аркадий Волож. Интернет-поисковик останется владельцем блокирующего пакета сервиса.

    Соглашение о продаже доли в «Яндекс.Деньги» подписано в среду. Завершение сделки планируется на I квартал 2013 года. «Срок закрытия зависит от выполнения обычных для подобных сделок процедур, включая получение необходимых одобрений от регуляторов», — отмечается в совместном пресс-релизе компаний.

    После сделки сервисом «Яндекс.Деньги» продолжит руководить Евгения Завалишина. В состав совета директоров войдут три представителя Сбербанка России (Денис Бугров, Виктор Орловский и Александр Торбахов) и два представителя «Яндекса» (Аркадий Волож и Евгения Завалишина).

    Долгие поиски

    «Около год назад мы стали искать партнера, с которым могли бы развивать сервис в офлайне, — сообщил глава «Яндекса» Аркадий Волож на встрече с журналистами в среду. — Изначально «Яндекс.Деньги» росли на сотни процентов, потом на 100%, потом все меньше и меньше — интернет-рынок для продуктов компании конечен. При совмещении возможностей «Яндекс.Денег» и стратегического офлайн-партнера рынок для новыхсовместных продуктов может быть бесконечным».

    По словам Воложа, разговаривали о партнерстве в рамках «Яндекс.Денег» со многими игроками, но посчитали, что Сбербанк будет лучшим партнером для следующего этапа развития сервиса.

    Завалишина в свою очередь рассказала, что в компанию приходили в том числе финансовые инвесторы, предлагавшие за «Яндекс.Деньги» более значительные суммы. «Но нам требовался именно стратегический, а не финансовый партнер», — сказала она.

    Помимо финансовых инвесторов платежным сервисом «Яндекса» интересовались и другие игроки рынка — зарубежные банки, платежные системы, системы электронных денег. «Финальный выбор мы делали между Сбербанком и одним из зарубежных игроков, отметила Е.Завалишина. — Выбор в пользу Сбербанка был сделан потому, что в этом случае мы можем сразу переходить к созданию новых продуктов, а не выстраиванию в России совместного бизнеса с новым партнером».

    «У коллег из банка есть огромный опыт и экспертиза в финансах, десятки миллионов клиентов, многие из которых еще плохо знакомы с интернетом. У Яндекса же — десятки миллионов интернет-пользователей и богатый опыт разработки массовых сервисов. Объединив усилия, мы сможем создавать уникальные продукты для всех», -приведены в пресс-релизе банка и поисковика слова Завалишиной.

    «Яндекс» — одна из самых успешных российских компаний. Внимательно смотрим на развитие «Яндекса» и стараемся помогать ему развивать свои продукты», — заявил Греф журналистам на мероприятии, посвященном подписанию соглашения по «Яндекс.Деньги».

    «Увеличение присутствия в цифровом пространстве и развитие онлайн-решений — одно из приоритетных направлений деятельности Сбербанка России. И в лице «Яндекса» мы нашли лучшего партнера для того, чтобы существенно усилить свою позицию на быстрорастущем рынке электронной коммерции и интернет-платежей», — приводятся в пресс-релизе слова Грефа.

    Советниками Сбербанка по сделке выступили Sberbank CIB (финансовый советник), White & Case (юридический советник), KPMG (прединвестиционная финансовая, налоговая, коммерческая и ИТ-проверка). Советниками «Яндекса» — Morgan Stanley (финансовый советник), WilmerHale и «Ласета Партнерc» (юридический советник).

    Большое будущее

    «Технические специалисты «Яндекс.Денег» и Сбербанка уже начали подготовку к реализации совместных проектов. Новые продукты будут выпускаться под брендом и на основе технологий «Яндекс.Денег». После закрытия сделки пользователи money.yandex.ru останутся клиентами небанковской кредитной организации «Яндекс.Деньги», действующей на основании лицензии Банка России», — говорится в совместном сообщении партнеров.

    Как сообщалось ранее, «Яндекс.Деньги» получили статус НКО в III квартале этого года.

    Новые продукты компания планирует начать запускать в 2013 году. О самих продуктах и сроках их запуска представители компаний рассказать отказались. «Чтобы выйти на новый уровень — нужно предложить продукты, интересные нашим мамам, тетям и бабушкам, — считает Е.Завалишина. — Пока таких продуктов нет, но мы теперь представляем, как их можно создать».

    По словам вице-президента Сбербанка Дениса Бугрова, банк заинтересован в запуске сервисов, популяризующих электронные платежи: денежные переводы между гражданами (pear2pear), платежные сервисы в области электронной коммерции.

    По словам Д.Бугрова, Сбербанк и ранее искал возможность выхода на рынок электронных денег. В частности, рассматривал возможность приобретения зарубежных игроков. «Но посмотрели на «Яндекс.Деньги» и свернули поиск», — сказал он.

    Параметры совместно разработанного среднесрочного плана развития «Яндекс.Денег» участники сделки не раскрывают. В то же время Бугров отметил, что банк видит «двукратный потенциал от синергии наших возможностей».

    «Сделка, очевидно, очень сильно усилит позиции «Яндекс.Денег» на рынке, поскольку сервис получит доступ к инфраструктуре Сбербанка — его банкоматам, клиентской базе, карточным продуктам и прочее. Сбербанк, в свою очередь, за счет сделки получает доступ к многомиллионной аудитории «Яндекса», что открывает широкие возможности для кросс-продаж его продуктов», — прокомментировал «Интерфаксу» сделку один из основателей проекта PayCash (впоследствии «Яндекс.Деньги») и председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.

    Он добавил между тем, что быстрых качественных изменений на рынке ждать не стоит. «У других игроков есть свои инфраструктурные плюсы», — отметил он.

    Сильными сторонами двух других крупнейших сервисов на рынке электронных денег участники рынка традиционно называют большую сеть терминалов у WebMoney и широкую линейка продуктов у Qiwi-Кошелек.

    «Покупка сервиса «Яндекс.Деньги» является не только выходом Сбербанка на данный рынок, но и вообще первым случаем покупки подобного сервиса крупным игроком. Очевидно, что с выходом крупнейшего банка страны в сегмент электронных денег можно ожидать усиления конкуренции на данном рынке, что всегда является благом для конечного потребителя, так как приводит к улучшению качества и снижению стоимости услуг», — полагает председатель совета директоров Qiwi-банка (входит в группу Qiwi) Борис Ким.

    «Вместе с тем, я не ожидаю, что данная сделка окажет непосредственное влияние на планы развития бизнеса сервиса электронных денег Qiwi-Кошелек. Осенью Qiwi-Кошелек заключил рамочное соглашение о сотрудничестве с платежной системой Visa, что отражает развитие масштабов бизнеса нашей компании», — отметил Ким.

    Москва. 19 декабря. INTERAX.RU