Рунет показал кошелек

Рунет показал кошелек

Суммарный объем российского интернет-рынка в 2011 г. составил 553,79 млрд руб., или 1% ВВП, сообщается в исследовании «Экономика Рунета 2011-2012».

Исследование проводили Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), при содействии компании BostonConsultingGroup.

«Это первое комплексное исследование российской интернет-экономики, — заявил помощник президента РФ Игорь Щеголев журналистам на презентации исследования. — Ее роль растет с каждым годом, растет ее проникновение в реальную экономику».

Как отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, использовавшаяся при проведении исследования методика не предполагала раскрытия всей финансовой информации, так как при опросах компаний речь шла не о точных цифрах, а скорее о порядках. Однако при этом компании были честными в своих ответах, что и обеспечило большую точность конечных результатов.

«Если посмотреть на динамику интернет-экономики, то мы увидим, что ее рост фантастичен для российской экономики — десятки процентов, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Ни один из других секторов экономики так не растет». По его словам, можно ожидать, что по итогам 2012 г. объем экономики Рунета будет составлять около 1,5% ВВП. «Если темпы роста интернет-экономики сохранятся, то к концу десятилетия Интернет будет обслуживать более 50% российской экономики», — прогнозирует ректор НИУ ВШЭ.

Согласно исследованию, суммарный объем исследованных компанией интернет-рынков в 2011 г. составил 553,79 млрд руб., с прогнозом роста на 30% по итогам 2012 г. Объем всех интернет-зависимых рынков по итогам 2011 г. составил 2,52 трлн руб., что составляет 4,62% от ВВП страны. При этом разные сегменты интернет-рынка растут по-разному.

Объем рынка облачных вычислений (SaaS) в Рунете в 2011 г. оценивается в 1,89 млрд руб. В 2010-2011 гг. он вырос на 46%, такой же рост специалисты прогнозируют и в 2011-2012 гг. Столь бурное увеличение как объемов, так и числа игроков связано с постепенным отходом от «коробочного» софта и ростом использования мобильных устройств, для которых «нахождение в облаке» является органичным и эффективным. Естественным клиентом облачных сервисов являются стартапы: облака позволяют им сократить расходы, но в то же время заложить возможный быстрый рост компании.

Объем рынка веб-разработки в прошлом году составил 9,6 млрд руб. В 2010-2011 гг. он увеличился на 35%, в 2011-2012 гг., как прогнозируют эксперты, возрастет на 27%.

Рынок электронной коммерции в исследовании разделен на несколько сегментов. Объем рынка электронной торговли в 2011 г. составил 166,7 млрд руб. с прогнозируемым ростом в 32%. Эксперты отмечают его высокую концентрацию: на долю трех крупнейших платежных систем — «Яндекс.Деньги», Webmoney и Qiwi — приходится до 80% рынка. Согласно исследованию, в 2010-2011 гг. рынок возрос на 34%, а до конца этого года вырастет еще на 32%. Председатель совета ассоциации «Электронные деньги» (АЭД) Виктор Достов считает такую оценку слишком мягкой: «В исследовании деятельности участников рынка электронной коммерции в 2011 г., которое АЭР обнародовала в апреле 2012 г., темпы роста по аудитории составили 30%, а по обороту – 70%. Я считаю, что такая динамика сохранится, и рынок вырастет на 70% и в этом году», — рассказал он репортеру ComNews. При этом указанный в исследовании РАЭК объем рынка отличается от результатов апрельского исследования (125 млрд руб.) в пределах погрешности, отметил глава совета АЭД.

Объем рынка онлайн-ритейла составил 309,4 млрд руб., динамика в 2010-2011 гг. – 30%, прогнозируемая динамика в 2011-2012 гг. – 27%. Основной точкой роста этого рынка, по мнению респондентов, является увеличение числа интернет-пользователей, активно осуществляющих покупки в Интернете. Из 52-55 млн российских пользователей только пятая часть совершает покупки через Интернет, отметила гендиректор онлайн-мегамаркета «Озон.ру» Маэль Гавэ.

Объем рынка продажи контента и игр составил 309,4 млрд руб., с динамикой, аналогичной динамике рынка онлайн-ритейла.

Объем рынка контекстной рекламы составил 24,24 млрд руб. по итогам 2011 г., медийной рекламы – 15,83 млрд руб., поисковой оптимизации – 8,56 млрд руб., маркетинга в социальных сетях – 2,98 млрд руб., видеорекламы – 0,8 млрд руб. Быстрее всего растет рынок видеорекламы – 53% в 2010-2011 гг., 59% по прогнозу на 2011-2012 гг.

Как сообщила репортеру ComNews руководитель отдела сейлз-маркетинга компании «Яндекс» Елена Завьялова, высокие темпы роста рынка интернет-рекламы говорят о ненасыщенности спроса, о том, что рынок можно считать еще относительно незрелым. «Eсли сравнить его с другими каналами, так оно и есть — возраст рынков наружной рекламы, радио, ТВ, рекламы в прессе превосходит возраст рынка онлайн-рекламы в разы, а то и в десятки раз», — констатировала она. «В силу своей молодости рынок интернет-рекламы является еще относительно недооцененным из-за инерции рекламодателей. Как раз эта недооцененность, по мере осознания ее компаниями, и приводит к высоким темпам роста — маркетинговые бюджеты перетекают в этот канал. С другой стороны, в силу все той же молодости рынок интернет-рекламы является наиболее технологически совершенным, — размышляет Елена Завьялова. — Он предоставляет рекламодателям несравнимые с другими каналами по точности инструменты для коммуникаций с клиентами и для оценки качества этих коммуникаций. Это также обеспечивает перспективы дальнейшего роста». Стратегически самыми важными сейчас остаются процессы совершенствования двух самых развитых видов онлайн-рекламы — медийной и контекстной, добавила она.

Вице-президент и коммерческий директор Mail.Ru Group Алексей Катков также считает, что, несмотря на высокие темпы роста в последние годы, интернет-реклама «все еще далека от справедливой доли в медиасплитах». «По нашему мнению, справедливая доля Интернета уже сегодня должна быть сравнима с долей ТВ», — заявил он репортеру ComNews. Рост этого рынка будет продолжаться ввиду увеличения интернет-аудитории и повышения образованности среди клиентов и рекламных агентств, что позволит работать с Интернетом как с рекламной площадкой, используя при этом все возможности: охват, интерактивность, контекстность, таргетированность, отметил Алексей Катков. «По моим прогнозам, все большую популярность будет получать видеореклама в различных форматах, а также большие медийные форматы, рассчитанные на широкий охват и вирусные проекты в социальных сетях», — заключил он.

Источник: http://www.comnews.ru/

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры