Российским госзаказчикам планируют разрешить закупки ПО из ЕАЭС

193

Минкомсвязь разместила на портале общественных обсуждений проект постановления правительства о внесении изменений в постановления №1236 (Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств для целей госзакупок…) и №325 (Об утверждении дополнительных требований к программам, входящих в реестр российского ПО…).

Во-первых, постановление №1236 дополнено правилами формирования и ведения единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иных государств-членов Евразийского экономического союза (реестр ЕАЭС).

Программное обеспечение из ЕАЭС

Напомним, законопроект, позволяющий разработчикам из других государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) размещать свои программные продукты в Едином реестре отечественного ПО, Минкомсвязь представила еще в ноябре 2016 года. Он предполагал дополнение 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей, согласно которой программному обеспечению, происходящему из государств-членов Союза, предоставляются условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, равных условиям, предусмотренным постановлением правительства №1236.

Это обосновывалось тем, что ограничения на закупки программного обеспечения у разработчиков из стран–членов Евразийского экономического союза противоречат основным принципам функционирования ЕАЭС и могут быть отменены.

Однако документ пока не принят.

Во-вторых, постановление №1236 дополняется пунктом 2.1, который устанавливает, что подтверждением российского происхождения ПО является наличие в реестре сведений о нём (подтверждением происхождения программ из государств-членов ЕАЭС является наличие в реестре ЕАЭС сведений о таких программах).

Минкомсвязью могут быть установлены дополнительные требования к ПО, сведения о котором включены в реестр ЕАЭС, отмечается в документе.

Проект также предписывает создать федеральную государственную информационную систему «Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных» («Реестры ПО»), фактически объединяющую оба реестра.

Изменения, касающиеся ПО из ЕАЭС, также вносятся по всему документу. Например, экспертный совет по программному обеспечению при Минкомсвязи наделяется функцией по формированию и актуализации информационной таблицы соответствия программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, классам программного обеспечения, предусмотренным классификатором, а также полномочия по проведению экспертизы заявлений о включении сведений о программах для электронных вычислительных машин и базах данных, происходящих из государств-членов Евразийского экономического союза в реестр или в реестр ЕАЭС, а также прилагаемых к нему документов и материалов.

Экспертный совет

Экспертный совет по российскому ПО является постоянно действующим органом, который проводит экспертизу заявлений IT-компаний на включение сведений об их программных продуктах в единый реестр российского ПО. В состав совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, а также ассоциаций российских разработчиков ПО.
Работа совета по российскому ПО ведется в рамках реализации норм Федерального закона №188-ФЗ от 29 июня 2015 года, которые определили порядок и условия признания ПО, происходящим из РФ, а также создание соответствующего реестра российского ПО, подтверждения его. происхождения из РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки.

Также предусмотрена возможность включения в состав экспертного совета представителей органов государственной власти субъектов РФ и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК); уточняется порядок ротации членов экспертного совета. «Состав экспертного совета должен обновляться не менее чем на 1/3 ежегодно. При этом член экспертного совета, за исключением представителей уполномоченного органа, не может входить в состав экспертного совета более двух лет подряд», — говорится в документе.

Среди других изменений – уточнение требований к реестровой записи о программном обеспечении и к сведениям о ПО; сокращение общего срока, необходимого для внесения сведений о программном обеспечении в реестр.

Изменения в постановление №325 обязывают ФОИВ и государственные внебюджетные фонды при осуществлении госзакупок софта руководствоваться размещенным на сайте Минкомсвязи перечнем рекомендуемого министерством программного обеспечения, отвечающего указанным в постановлении дополнительным требованиям.

Минкомсвязи предписано привести нормативные правовые акты в соответствие с постановлением; обеспечить подтверждение соответствия ПО, сведения о котором включены в реестр, дополнительным требованиям.

Обсуждение документа продлится до 30 октября.

Как писал D-Russia.ru, в июне Минкомсвязь уже выкладывала для обсуждения проект изменений в постановления №1236 и №325. Тогда изменения предполагали ужесточение правил госзакупок импортного ПО. Также в документ входило предложение определять российское происхождение софта по единственному признаку — вхождение программного продукта в реестр отечественного ПО; и предполагалось, что Минкомсвязь будет формировать рекомендуемый для применения органами власти перечень программного обеспечения, которое будет также отвечать дополнительным требованиям к ПО. Этот документ еще не принят.