Росреестр столкнулся с критикой из-за перечисления денег в региональные бюджеты за услуги, оказанные в МФЦ

161

За 2015–2016 годы федеральное государственное бюджетное учреждение, которому Росреестр делегировал свои полномочия по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), заработало 4,6 миллиарда рублей – если бы плата, собираемая за оказание услуг этим учреждением в МФЦ, поступала в региональные бюджеты, как это и предусматривалось, 85 регионов страны в общей сложности получили бы за два года 2,3 миллиарда рублей, сказала в четверг глава Счётной палаты Татьяна Голикова на заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития.

Она пояснила, что Росреестр делегировал свои полномочия этому учреждению, которое относит оказание этих услуг к платным услугам и не зачисляет вырученные деньги в бюджеты субъектов Российской Федерации, как другие неналоговые доходы.

«Считаю, что это тема, которая абсолютно заслуживает внимания, потому что на сегодняшний день, как справедливо это прозвучало, это основная услуга, которая предоставляется МФЦ», — сказала Голикова.

Чтобы урегулировать этот вопрос, необходимо, по её мнению, внести поправку в 51-ю статью Бюджетного кодекса, в которой поименовать среди тех, кто должен перечислять неналоговые доходы за оказание таких услуг, не только госорганы и казённые учреждения, но и федеральные государственные бюджетные учреждения — ФГУП.

«Хотя, строго говоря, федеральные государственные бюджетные учреждения не могут исполнять государственные функции, они им не могут быть делегированы, но, к сожалению, по системе Росреестра у нас такое имеет место быть», — сказала глава Счетной палаты.

На эту тему высказался и губернатор Ростовской области Василий Голубев. По его словам, весомая дола оказываемых услуг в МФЦ – федеральные. Они растут ежегодно по количеству, по объёму. На покрытие этих расходов бюджеты регионов с 2015 года получают 50% госпошлины, которую оплачивают получатели услуг в МФЦ. «Это хорошее подспорье для регионов, но необходимы дополнительные меры в этом направлении», — сказал он.

«Приведу пример. Одна из наиболее востребованных сегодня услуг Росреестра – на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, это 37,6% в общей совокупности видов услуг, но за неё взимается не госпошлина, а плата, разделение которой между федеральными и региональными бюджетами в отличие от пошлины законодательно не предусмотрено», — сказал Голубев.

По данным Минэкономразвития, в федеральном бюджете на 2014-15 гг. были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6 миллиардов рублей на создание сети МФЦ на территории Российской Федерации (3 миллиарда рублей на 2014 год и 3 миллиарда рублей на 2015 год). С учетом 10-процентного сокращения бюджетных ассигнований на 2015 год всего предусмотрено 5,7 миллиарда рублей.

По сведениям субъектов Российской Федерации, из региональных бюджетов на создание сети МФЦ по состоянию на 1 декабря 2015 года было направлено 34,9 миллиарда рублей.

Между тем дальнейшее поддержание и развитие проекта требует постоянных затрат на содержание сети. В целях компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации расходов, связанных с организацией предоставления государственных услуг на базе МФЦ, с 1 января 2015 года государственная пошлина, взимаемая за федеральные государственные услуги, предоставляемые в МФЦ, «расщепляется» на две равные части между федеральным и региональными бюджетами.

По данным Федерального казначейства, в 2016 году в регионы по этому направлению поступило 11,7 миллиарда рублей.

Доля государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в МФЦ, как правило, составляет от 40 до 80% от общего объема предоставленных государственных и муниципальных услуг.

В ряде регионов полученный доход от «расщепления» государственной пошлины не покрывает расходы на предоставление государственных услуг федеральных ведомств, отмечают в Минэкономразвития.

Услуги Росреестра, по данным Минэкономразвития, являются самыми массовыми из федеральных услуг, оказываемых в МФЦ. В 2016 году, напомним, произошло закрытие почти всех офисов Росреестра и передача полномочий по предоставлению этих услуг в МФЦ.

Росреестр столкнулся с критикой из-за перечисления денег в региональные бюджеты за услуги, оказанные в МФЦ
Наиболее массовые услуги в МФЦ.

Собираемая пошлина не покрывает региональные расходы на предоставление федеральных услуг, говорится в материалах Минэкономразвития.

Росреестр столкнулся с критикой из-за перечисления денег в региональные бюджеты за услуги, оказанные в МФЦ
Информация о компенсации расходов региональных бюджетов за организацию предоставления в МФЦ федеральных услуг (по отдельным регионам). Правый столбец — Отношение объема средств, необходимых для компенсации затрат региона на финансирование сети МФЦ в части оказания федеральных услуг (в соответствии с долей оказанных в МФЦ федеральных услуг), к объему средств, полученных региональным бюджетом от уплаты пошлины по федеральным услугам, предоставленным в МФЦ.

Дополнительным резервом для финансирования текущей деятельности МФЦ может выступать плата, которая взимается за федеральные услуги, оказываемые через МФЦ. Это, прежде всего, услуги Росреестра по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН — полномочия по их реализации сегодня переданы ФГБУ «ФКП Росреестра», сообщает Минэкономразвития.

Еще один возможный ресурс для финансирования – расширение возможностей по предоставлению платных услуг в части заключения агентских договоров.

По данным Росреестра, всего ведомство предоставляет 18 государственных услуг. В 2016 году за услуги, оказываемые в МФЦ, Росреестр перечислил в региональные бюджеты 11 миллиардов рублей. Всего, как было указано выше, в регбюджеты от пошлин, взимаемых за федеральные услуги, оказанные в МФЦ, в 2016 году поступило 11,7 миллиарда рублей.