Роль информатизации в повышении качества муниципального управления

694

Реализация жизненных интересов населения, обеспечение социальных гарантий, достойных условий проживания, работы и отдыха, охраны жизни и здоровья осуществляется в основном на муниципальном уровне и во многом зависит от эффективности работы муниципальных органов власти. От них граждане ждут в первую очередь качественного выполнения своих функций. То есть, качество муниципального управления и качество жизни населения муниципального образования теснейшим образом взаимосвязаны: улучшение качества управления приводит к повышению качества жизни, а повышение качества жизни предъявляет более высокие требования к качеству муниципального управления.

Красноярск, позиционируя себя как современный деловой культурно-исторический центр Сибири, город с развивающейся инновационной экономикой, с высоким стандартом качества научно-образовательной инфраструктуры, городской среды и уровня жизни населения, одним из приоритетных направлений социально-экономического развития ставит именно повышение качества жизни жителей города. Достижение поставленных целей возможно, в том числе, с помощью информатизации.

Если через призму использования информационных технологий рассматривать повышение качества жизни населения, то на первый план выходит создание и развитие электронных сервисов, направленных на упрощение процедур взаимодействия между обществом и властью, на перевод муниципальных услуг в электронный вид, развитие инфраструктуры доступа к электронным услугам, повышение открытости деятельности администрации города.

Повышение же эффективности муниципального управления предусматривает формирование единого пространства электронного взаимодействия, создание и развитие муниципальных информационных систем, предназначенных для автоматизации деятельности самих органов администрации города.

Решать задачи информатизации города путем использования программно-целевого метода, который подразумевает проведение единой технической политики, координации работ по созданию и использованию информационных систем и ресурсов в Красноярске начали с 2012 года. На сегодняшний день:

  • создана единая информационно-коммуникационная сеть, в которую включены все структурные подразделения администрации города;
  • создана инфраструктура взаимодействия жителей города с органами власти, включающая в себя официальный сайт администрации города и «Информационный кисок» [1];
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг и официальном сайте администрации города доступны электронные формы заявлений на предоставление 33 муниципальных услуг;
  • реализована запись на прием к врачу через Интернет и платежные терминалы в 31 городское учреждение здравоохранения;
  • внедрены подсистемы электронного документооборота администрации города, позволяющие вести электронную переписку между структурными подразделениями и осуществлять подготовку нормативно-правовых актов;
  • автоматизирована деятельность по формированию сведений об избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территории города;
  • внедрена информационная система учета граждан, используемая при предоставлении услуг по постановке в очередь на жилье по договорам социального найма.

В соответствии с утвержденной методикой оценки Программа информатизации в 2012 и 2013 годах признана высокоэффективной. Ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий в основном достигнуты.

Однако необходимо отметить, что и в 2012 и в 2013 годах показатель «Удовлетворенность населения информационной открытостью деятельности администрации города» не «дотягивает» до планового. Прежде всего, это связано с недостаточным уровнем информированности населения о способах получения информации о деятельности администрации. Данный критерий отражает оценку эффекта от мероприятий органов власти со стороны населения. Такая оценка заведомо субъективна, но в то же время это достаточно тонкий инструмент, позволяющий реалистично оценивать деятельность власти. Несмотря на то, что критерий имеет методологическую базу, закрепленную в Указе Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», в то же время он недостаточно проработан и не конкретизирован.

В Красноярске для информирования жителей используются самые разные ресурсы. Это:

  • официальный сайт администрации, популярность которого ежегодно растет;
  • информационный киоск администрации, размещенный на более чем 1200 платежных терминалах в общественно-значимых местах города;
  • регулярные передачи на радио, телевидении, в том числе муниципальном, созданном на основе соглашения о размещении материалов муниципалитета на информационном канале с городским оператором кабельного телевидения «Растр». Формат размещения оговорен и включает в себя текстовую, графическую форму и видеоряд. Информация доводится до 30000 домохозяйств, поэтому в настоящее время можно говорить о 80000 потенциальных получателей информации;
  • печатные материалы, одним из примеров является ежегодный информационно-аналитический сборник «Красноярск электронный»;
  • информирование через стенды и при личных встречах с населением.

Актуальность задачи информирования населения и установления обратной связи чрезвычайно высока как сама по себе, так и в связи с внедрением электронных услуг. Разрабатываемые сервисы должны быть востребованы, иначе они становятся дорогой «игрушкой». В этой связи как положительный момент нужно отметить принятие на федеральном уровне концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Муниципальная информатизация — это непрерывный, многогранный организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на улучшение эффективности муниципального управления и достижение оптимального удовлетворения информационных потребностей общества.

К проектам, направленным на повышение качества жизни бесспорно относится проект «FreeWi-Fi», реализующийся в Красноярске с 2012 года [2]. Суть проекта — предоставление свободного доступа в интернет на улицах города. Проект начинался с построения сегмента сети на левобережной набережной города одним из операторов связи. Точки доступа располагались на расстоянии 50 метров друг от друга и обеспечивали свободный доступ в Интернет на оживленном и весьма популярном участке набережной. В настоящее время в проекте принимают участие 9 операторов. Для обеспечения равного доступа жителей города к Интернету в 197 общественных местах установлено 514 единиц оборудования. С учетом проведения в 2019 году в городе «Универсиады» проект будет расширяться.

Ожидается, что реализация проекта принесёт в Красноярск свежую волну информационных технологий, а жители и гости города смогут пользоваться современными технологиями на высочайшем уровне.

________________________________________
1. Информационный киоск администрации города разработан на принципах частно-государственного партнерства и является интерактивной системой взаимодействия жителей с администрацией.
2. Проект реализуется на условиях частно-государственного партнерства. Финансируется за счет инвестиций операторов связи.

Об авторе:

А.В. Карасев  — руководитель управления информатизации и связи администрации города Красноярска