Региональная комплексная информационная система «Государственные услуги – Ярославская область»

Основной целью проекта стало решение задачи сокращения ежегодных расходов на лицензирование и техническую поддержку сторонними подрядчиками при эксплуатации Региональной комплексной информационной системы «Государственные услуги – Ярославская область» (далее — РКИС «ГУ-ЯО»).

Наименование/ описание системы:

РКИС «ГУ-ЯО» функционирует в регионе с 2010 года и является типовым решением системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Ярославской области. Система обеспечивает прием заявок из федеральной государственной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ), обеспечивает межведомственное взаимодействие в Ярославской области, служит для реализации требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ).

РКИС «ГУ-ЯО» «ГУ-ЯО» решает следующие задачи: обеспечение электронного межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при предоставлении государственных/муниципальных услуг ОИВ/ОМСУ ЯО; исполнение услуг на основании разработанного бизнес-процесса поданных заявлений; мониторинг состояния исполнения услуг.

Заказчик

Агентство по государственным услугам Ярославской области

Исполнители

  1. Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Электронный регион»
  2. Открытое акционерное общество «Оператор электронного правительства» г. Пенза

Описание замещаемого иностранного ПО

Операционная система OS Windows 2008 R2;

Сервер баз данных MS SQL 2008 R2;

MS Dynamic CRM 4.0

Ежегодная стоимость лицензий, включая 750 пользовательских лицензий MS DYNAMIC CRM, составляет 6,6 млн руб.

Описание внедряемого отечественного (свободного) ПО

Системное ПО:

ОС Ubuntu Server 14.04 LTS 64-bit.

Прикладное ПО:

PostgreSQL — Система управления базами данных.

Nginx – Балансировка.

GlassFish 3 — Сервер приложений, реализующий спецификации Java EE.

Maven — Фреймворк для автоматизации сборки проектов, специфицированных на XML-языке POM.

Обоснование выбора отечественного ПО

При выборе платформы учитывались следующие особенности программного обеспечения:

  • Открытый код.
  • Бесплатная отечественная платформа.
  • Устойчивость и масштабируемость решения.
  • Разработку не требовалось вести с нуля, т.к. ПО уже было частично разработано и внедрено в г. Пенза специалистами ОАО «Оператор электронного правительства».
  • Наличие соглашения о безвозмездной передаче исходных кодов и совместном развитии системы между Пензой и Ярославской областью.
  • Наличие достаточного ресурса и опыта для разработки данного функционала в ГБУ ЯО «Электронный регион».

Продолжительность проекта

Сентябрь 2014 – март 2016

Технологические особенности реализации проекта

Система интегрирована со следующими информационными системами:

Региональный портал госуслуг (РПГУ);

Единый портал госуслуг (ЕПГУ);

Ведомственными информационными системами через СМЭВ.

Система адаптирована к Криптопро CSP Java.

Организационные особенности реализации проекта

При реализации проекта использовались ресурсы ГБУ ЯО «Электронный регион». Сформирован центр компетенций, состоящий из 15 сотрудников различной квалификации: программисты, системные администраторы, ИТ-специалисты.

Часть работ по настройке ядра выполнялась сотрудниками ОАО «Оператор электронного правительства» г. Пенза.

Перед введением новой версии системы в эксплуатацию проведено очное обучение 200 пользователей системы. Разработаны подробные пользовательские инструкции.

Результат проекта

  1. За 1 месяц на новую версию системы было переведено 693 пользователя.
  2. Создано 32 сервиса (р-сведения) и адаптера (ф-сведения) внутри региональных сервисов.
  3. Создано 27 электронных форм для получения государственных услуг на ЕПГУ.
  4. С момента запуска новой версии системы обработано 10 000 межведомственных запросов.

Переход на новую версию системы позволяет уже с 2016 года экономить ежегодно 6,6 млн руб.

Затруднения

  • Нормативные и технологические ограничения — постоянные изменения форматов федеральных сервисов и СМЭВ, требующие активного мониторинга и доработок программного обеспечения.
  • Недостатки в технической документации по сервисам.
  • Низкая скорость реакции федеральных органов (разработчиков) на запросы.
  • Организационные: обучение большого количества специалистов работе с программным обеспечением.

Перспективы развития проекта

  • Перевод всех электронных услуг на новую версию продукта.
  • Переход на СМЭВ 3.
  • Разработка новых сервисов и адаптеров.
  • Прием пакетов из МФЦ.
  • Интеграция с бета-версией ЕПГУ.
  • Готовы к сотрудничеству с другими регионами в части развития системы.