Региональная информатизация: как навести порядок

Оригинал статьи опубликован во втором (майском) номере журнала «Региональная и муниципальная информатизация».

Функционирование современного общества и взаимодействие граждан с государством на всех уровнях невозможны без использования информационно-коммуникационных технологий. Единые принципы внедрения информационно-коммуникационных технологий для всех отраслей экономики и направлений социально-экономического развития зафиксированы в утвержденной 29 декабря 2014 года Распоряжением Правительства России № 2796-р Концепции региональной информатизации.

В последние годы регионы при создании и эксплуатации технологической инфраструктуры – каналов связи, центров обработки данных, элементов инфраструктуры электронного правительства внедряли множество программно-аппаратных комплексов и сервисов. Как результат — в совокупности информационно-коммуникационные технологии обходятся стране дороже, чем при скоординированном формировании интегрированной ИКТ-инфраструктуры. Поэтому сегодня ощущается практическая потребность в наведении порядка. Требуется четкое определение зоны ответственности федерации и регионов. Это исключит создание дублирующих друг друга элементов инфраструктуры и информационных систем и приведет к централизации формирования ИКТ-инфраструктуры.

Расходование избыточных региональных ресурсов имеет место также в отношении специализированных информационных систем. Регионы исполняют однотипные функции и зачастую самостоятельно создают аналогичные по функциональности системы, формируют аналогичную правовую и методическую базу. В концепции для решения этой проблемы предлагается формирование в интересах бюджетной сферы единой среды передачи данных и системы центров обработки данных, использующей общий вычислительный ресурс и предоставляющей пользователям базовые ИКТ-сервисы (гособлако). Предлагаемая сервисная модель приведет к однотипности, единообразию требуемых функций, а также бюджетной эффективности.

Для достижения указанных целей, а также для наведения порядка следует построить взаимоувязанную систему управления региональной информатизацией на федеральном и на региональном уровнях. Впервые за долгое время в концепции – а в период с 2010 по 2014 годы такого документа не существовало вовсе — задан вектор социально-экономического развития регионов с использованием ИКТ и централизация ИКТ-инфраструктуры (определены 15 направлений в различных сферах социально-экономического развития регионов). Минкомсвязь России вместе с отраслевыми федеральными ведомствами должна организовать работу по ряду направлений. Среди них: выявление лучшего опыта органов власти регионов в сфере информатизации; определение ключевых показателей эффективности информатизации в субъектах РФ; проведение конкурсного отбора на право получения субсидий на реализацию проектов информатизации в субъектах РФ на основе софинансирования; методическое обеспечение деятельности по внедрению ИКТ органами государственной власти субъектов РФ.

На региональном уровне предлагается построить систему управления информатизацией, при которой уполномоченный орган по информатизации должен осуществлять достаточно большой спектр функций. Например, долгосрочное стратегическое планирование региональной информатизации, определяющее принципы, цели, задачи, результаты и целевые показатели информатизации в регионе; организовывать и координировать деятельность по разработке и реализации программ и проектов региональной информатизации в субъекте Российской Федерации; осуществлять методическую и экспертную поддержку отраслевых органов и органов местного самоуправления; координировать выполнение мероприятий по созданию и эксплуатации информационных систем и региональной ИКТ органами государственной власти субъекта Российской Федерации, совместно используемых отраслевыми органами и органами местного самоуправления; проверять соответствие результатов реализации проектов информатизации плановым показателям и осуществляет мониторинг состояния информатизации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

При этом требуется, чтобы общее руководство региональной информатизацией осуществлялось на уровне заместителей губернаторов. При этом куратор информатизации должен действительно погрузиться в процесс, а не заниматься этим вопросом формально, как это реально, к сожалению, происходит во многих регионах в данное время.

В итоге следует построить такую систему управления, при которой реализацию отраслевой государственной политики осуществляют профильные региональные органы власти, а уполномоченный орган по региональной информатизации осуществляет ее координацию на региональном уровне.

Кроме системы управления также следует выстроить правильные механизмы координации расходов. В концепции представлены следующие рекомендации: долгосрочное межотраслевое планирование расходов на ИКТ и региональную телекоммуникационную инфраструктуру и ее совместное использование региональными потребителями; консолидация потребностей в ИКТ; контроль наличия в программах, планах, проектах по информатизации, реализуемых отраслевыми органами, целевых показателей, имеющих конкретный и измеримый характер; контроль соответствия создаваемых информационных систем федеральным и региональным документам стратегического планирования, а также требованиям по совместимости информационных систем.

Мы полагаем, что предлагаемый подход помимо бюджетного выигрыша также приведет к снижению разницы в уровне развития регионов, т.к. часть региональных функций будет реализована усилиями федерации. Повысится эффективность государственного управления в отраслях народного хозяйства. Информатизация, на наш взгляд, это один из инструментов, который позволяет быстро и качественно привести к большей подконтрольности органов власти и местного самоуправления, лучшей управляемости, фокусировке на наиболее приоритетных направлениях деятельности в условиях бюджетных ограничений. Миллионы «бюджетников» — врачи, учителя, сотрудники ЖЭКов и библиотек, государственные и муниципальные служащие получат от информатизации эффект сокращения временных затрат на выполнение рутинных операций, повышение удобства работы. Производительность труда бюджетного сектора экономики страны должна увеличиваться благодаря информатизации.

Совместными усилиями Минкомсвязи России, федеральных ведомств, региональных органов власти предстоит сделать достаточно большой объем работы по реализации приоритетных проектов. В 2015 году будет разработан план мероприятий по реализации концепции региональной информатизации, доработана типовая программа развития и использования ИКТ регионами, (ныне действующая типовая программа была разработана и утверждена еще в 2007 году). Эти меры позволят скоординировать работу всех участников и к 2018 году достигнуть заложенных в концепцию региональной информатизации целей.

Об авторе: Роман Урнышев, заместитель директора департамента координации информатизации Минкомсвязи России.

О журнале
Электронный журнал «Региональная и муниципальная информатизация» издается ежеквартально

Издатель: Экспертный центр электронного государства (d-russia.ru)

Главный редактор: Павел Хилов

Адрес редакции: rmi@d-russia.ru

В журнале публикуются экспертные статьи и аналитические материалы, рассказывающие об интересных способах решения задач, так или иначе связанных с использованием информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

Предыдущий номер можно скачать здесь >>

Приглашаем авторов – представителей органов власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, компаний-разработчиков, экспертного сообщества.

Нам интересны статьи, рассказывающие о положительном и отрицательном опыте решения проблем и задач, с которыми вы сталкиваетесь в своей работе, начиная от управленческих и нормативных и заканчивая техническими и технологическими.

Статьи, предложения по темам, которые на ваш взгляд, актуальны и требуют освещения и экспертной проработки, предложения по информационному сотрудничеству присылайте на адрес редакции rmi@d-russia.ru.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Учитывая предыдущий опыт, получение ожидаемых эффектов очень сомнительно, поскольку:
    — И существующие и разрабатываемые в настоящее время Стратегии, Концепции и Программы информатизации сфокусированы на вопросе «что сделать», а не на «какие эффекты необходимо получить». Это видно из их целевых показателей.
    — Существенных эффектов (экономических, социальных, политических) можно достичь только путем радикальных изменений административных процессов на основе возможностей современных ИТ, но они возможны только в случае заинтересованности в них руководителей функциональных министерств, ведомств, комитетов и т.д. Однако, их заинтересованности не наблюдается, а власти назначенных ответственных — Минсвязи, Комитетов информатизации и т.д. недостаточно для инициализации необходимых организационных, правовых и др. изменений.
    — Предлагаемый подъем руководства до уровня Вице-губернаторов правильный (gCIO в странах-передовиках находятся именно на этой позиции), но руководить нужно не информатизацией, а всеми компонентами (реинжиниринг административных процессов, реорганизация организационных структур, оптимизацией данных, хранилищ, каналов связи, HW и SW) для достижения четко сформулированных экономических, социальных и политических целей на основе использования преимуществ современных ИКТ, а не для повышения параметров информатизации.

Comments are closed.