Псковская область: выполнение 601 указа на октябрь 2017

Доклад Псковской области (есть в распоряжении D-Russia.ru) о том, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента. Доклад подготовлен к заседанию подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которое состоится в четверг 19 октября.

В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Правительственной комиссией главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить достижение в субъекте значения показателя по итогам 2017 года — не менее 60%.

Согласно исследованиям Росстата значение показателя в Псковской области составляет 32,5% в 2015 году, 31,0% в 2016 году (падение на 1,5 процентных пункта). В субъекте проживает порядка 650 тысяч граждан.

В целях достижения целевого значения показателя и в рамках утвержденного в марте 2016 года регионального плана мероприятий на территории Псковской области реализованы следующие меры по повышению востребованности электронных услуг у населения области.

Организовано функционирование 144 пунктов подтверждения учетных записей пользователей Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) (в том числе 74 на базе МФЦ, центров занятости и центров социального обслуживания населения и 70 на базе федеральных ведомств).

Организована работа по регистрации на портале госуслуг сотрудников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области, а также сотрудников подведомственных им государственных и муниципальных учреждений. В настоящее время в целом не менее 90% сотрудников органов исполнительной власти уже имеют учетную запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ), работу по регистрации сотрудников учреждений планируется завершить в течение месяца.

Организована работа по актуализации органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг», а соответственно, и на ЕПГУ.

Обеспечена интеграция с ЕСИА региональных ресурсов, предоставляющих услуги в электронной форме, в том числе Единого медицинского портала Псковской области, с помощью которого можно записаться к врачу, и региональных информационных систем в сфере образования.

В сети МФЦ Псковской области, а также в развернутом на базе МФЦ центре телефонного обслуживания организована работа по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе путем раздачи информационных буклетов. В МФЦ, помимо прочего, осуществляется популяризация использования мобильного приложения gosuslugi.ru для мобильных устройств и оказывается консультационная помощь по установке такого мобильного приложения.

В органах исполнительной власти области также организована работа по популяризации услуг в электронной форме, используется как раздача печатных рекламных материалов, так и непосредственное разъяснение сотрудниками преимуществ получения услуг в электронной форме.

На официальных сайтах органов исполнительной власти области опубликована информация и видеоматериалы, популяризирующие возможность получения государственных услуг в электронной форме, а также размещены баннеры, ссылки на ЕПГУ. Все опубликованные материалы соответствуют методическим рекомендациям и разработаны с использованием материалов из репозитория Минкомсвязи России.

В рамках плана информационной поддержки государственных услуг, получаемых в электронной форме, по возникающим информационным поводам осуществляется дополнительное информирование в региональных и муниципальных СМИ о возможности и преимуществах получения услуг в электронной форме.

Также популяризация проводится на других площадках. Например, на базе областной библиотеки совместно с обучающими мероприятиями по повышению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста осуществлялось разъяснение вопросов, связанных со спецификой и преимуществами получения услуг в электронной форме.

Несмотря на все предпринимаемые меры, на территории Псковской области наблюдается отрицательная динамика в достижении показателя. По результатам проведенного анализа выявлены следующие причины его снижения.

Во-первых, отмечается снижение количества ряда массовых и востребованных услуг, предоставленных в электронном виде на ЕПГУ. Это касается, например, услуги МВД России по получению информации о штрафах ГИБДД и услуги ФНС России по получению информации о налоговой задолженности. Так, по сведениям «Ростелекома», количество заявителей по вышеуказанной услуге МВД в 2016 году сократилось более чем в 5 раз по сравнению с 2015 годом (с 7,5 тысячи до 1,3 тысячи обращений в год). Это связывается с развитием и популярностью сервисов, которые предоставляют подобную информацию без авторизации в ЕСИА и без направления заявлений. Таким образом, факты получения таких услуг не учитываются при расчете значения показателя доли граждан, получающих услуги в электронной форме.

Кроме того, имеет место недостаточно тщательная реализация механизма получения на ЕПГУ ряда популярных услуг. Например, в процессе получения электронной услуги МВД по выдаче и замене водительского удостоверения не предусмотрено использование интерактивного календаря для выбора даты посещения, также невозможно прикрепить электронные образы документов и т.п. Это приводит к получению гражданами негативного опыта. Побуждение граждан к повторному обращению к данному каналу получения услуг требует приложения значительных усилий.

Также существуют трудности в доведении до широких слоев населения области информации о преимуществах получения услуг в электронной форме. Наиболее эффективным каналом информирования является телевидение, однако в Псковской области нет регионального телеканала, а действующий в Псковской области филиал ВГТРК имеет ограниченные возможности по объему эфирного времени и охвату аудитории. На федеральных же телевизионных каналах до сих пор ни одной соответствующей информационной кампании не проводилось.

Помимо вышеперечисленного, вызывает сомнение объективность данных, полученных Росстатом в рамках социологического опроса населения. На качестве ответов граждан сказывается тот факт, что опрос осуществляется не в рамках отдельного исследования, а в качестве дополнения к исследованию трудовых ресурсов. В результате чрезмерной общей продолжительности интервью граждане сильно устают и завершение опроса (как раз в части вопросов по услугам) получается скомканным.

Кроме того, выборка опрашиваемых граждан не соответствует особенностям расселения по территории области. Практически половина населения региона проживает в двух городах и имеет доступ к развитой инфраструктуре связи, а также обладает высокой заинтересованностью в получении государственных и муниципальных услуг. Однако из 600 опрашиваемых граждан только 150 человек являются респондентами, проживающими в этих городах. Остальная часть респондентов опрашивается в небольших населенных пунктах.

К примеру, одинаково по 57 человек опрашивалось в городе Великие Луки с населением 100 тысяч человек и в городе Дно, где проживает менее 8 тысяч человек, и почти столько же респондентов опросили в деревне Крутец с населением 182 человека. При том, что за пределами крупных городов, особенно в небольших сельских поселениях граждане в принципе крайне мало пользуются государственными и муниципальными услугами.

Этот факт можно подтвердить статистикой количества услуг, предоставленных в МФЦ и в удаленных рабочих местах МФЦ. Так, в 2016 году на базе МФЦ двух наиболее крупных городов (где опрошено всего 150 человек) было предоставлено порядка 95 тысяч услуг. На базе многофункциональных центров, размещенных в 22 районных центрах, было предоставлено порядка 38 тысяч услуг. А в удаленных рабочих местах МФЦ на территории сельских поселений принято всего 280 обращений граждан.

Таким образом, опрос Росстата в целом проходит в тех населенных пунктах, где спрос и потребность в получении услуг заведомо меньше.

Псковская область: выполнение 601 указа на октябрь 2017

Согласно материалам к подкомиссии от 19 октября, по доле граждан в субъектах РФ, зарегистрированных в ЕСИА по состоянию на 2 октября 2017 года, Псковская область занимает 77 место из 85 с показателем 35,9%.