Промышленный Интернет на водном транспорте – перспективы развития

Тема развития Интернета вещей на морском транспорте обсуждалась во вторник на пресс-конференции с участием представителей сервис-провайдера Orange Business Services (подразделение французской телекоммуникационной компании Orange), ГК «Доброфлот» (добыча рыбы и производство рыбных консервов), аналитической компании iKS-Consulting, российского поставщика систем контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта «Технодар».

Мероприятие было приурочено к старту пилотного внедрения решения Интернета вещей на транспортном рефрижераторе «Прогресс», принадлежащем «Доброфлоту». Датчиками оснащаются главный двигатель и вспомогательный дизель-генератор судна. IoT-решение, как предполагается, позволит контролировать расход топлива и работу двигателей в реальном времени.

Прогнозируемая экономия на затратах топлива составит примерно 1,95 миллиона рублей за месяц навигации. После успешной апробации решение будет установлено еще на восьми судах заказчика. Все оборудование, пусконаладочные и сервисные работы будут осуществляться в рамках единого контракта с Orange Business Services с фиксированной помесячной оплатой.

Судно, на котором пройдёт пилотный проект.

Морской транспорт характеризуется отсутствием доступа к ШПД (широкополосному доступу в Интернет). Однако в настоящее время количество подключений судов к широкополосной спутниковой связи растёт. Так, например, чуть больше года назад стартовал проект Orange и «Доброфлота» по подключению судов к спутниковой связи. К настоящему времени подключено 18 кораблей из 21, имеющихся у компании.

Стоимость оборудования судов спутниковой связью участники конференции назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну.

По мнению Татьяны Толмачевой, основателя iKS-Consulting, рынок IoT на морском транспорте в России имеет перспективы благодаря программе развития цифровой навигации, средства которой в обозримом будущем станут обязательными в отрасли морского транспорта, а также развитию направления «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ). Кроме того, в настоящее время специалисты отмечают рост издержек в судоходной отрасли из-за избыточного тоннажа. «Умные» системы экономии топлива могут сократить эти издержки.

Толмачева также отметила особую роль морского транспорта в транспортной системе РФ: он обеспечил 68% внешнеторгового оборота России (данные 2015 года).

Согласно исследованию университета Хофстра (США), на которое ссылались на конференции, в среднем расходы на топливо составляют 46% от совокупных затрат на владение судном.

Расход топлива.

По данным Orange, текущая ёмкость российского корпоративного рынка решений по контролю расхода топлива на судах составляет более 73 миллиона евро, а всего на рынке насчитывается порядка 1700 судов водоизмещением свыше 1000 тонн, на которых может быть применено данное решение.

Как может выглядеть отчёт.

По данным ГК «Технодар», российского поставщика систем контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта, решения IoT на морском транспорте могут экономить от 5 до 20% от общих расходов на эксплуатацию судна в месяц, в зависимости от особенностей проекта и транспортного средства. Окупаемость проекта в среднем составляет 4-5 месяцев.

Как отметил представитель российского центра компетенций Orange в области судоходства, оснащение судов датчиками IoT может стать первым шагом к развитию более сложных систем управления морским транспортом, использующих искусственный интеллект.

Справка

Orange Business Services — подразделение Orange Group, работающее на рынке B2B. В компании трудится 21 000 сотрудников, которые поддерживают процессы цифровой трансформации международных корпораций и французского крупного бизнеса на пяти континентах. Orange Business Services — не только телеком-оператор, но также интегратор ИТ решений и поставщик сервисов с добавленной стоимостью.

О ГК «Доброфлот»

  • Добыча рыбы и производство рыбных консервов с 1911 года;
  • 3,3 тысячи рабочих мест;
  • 150 миллионов банок рыбных консервов в год;
  • Крупнейший по объёму выпуска береговой рыбоконсервный завод России;
  • 21 единица собственного флота, в том числе 12 рыбодобывающих судов, 3 рыбоперерабатывающих плавзавода, 6 транспортных судов-рефрижераторов;
  • Крупнейший рыбоперерабатывающий плавзавод «Всеволод Сибирцев»;
  • Жестяно-баночное производство, полностью обеспечивающее собственные потребности;
  • Логистический комплекс – железнодорожная ветка, склады, погрузочно-разгрузочная техника и парк крупнотоннажных грузовиков-рефрижераторов;
  • Холодильные мощности более 18 тысяч тонн;
  • Ливадийский ремонтно-судостроительный завод – база ремонта и модернизации.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

2 × один =