На «ПРОФ-IT.2018» обсудили ГЧП-проекты в сфере IT

Создание государственных информационных систем по модели государственно-частного партнерства обсуждалось на минувшей неделе на форуме «ПРОФ-IT.2018» в Светлогорске. У представителей регионов и компаний было много вопросов по применению закона о концессиях, отмечалась необходимость дальнейшей доработки нюансов применения ФЗ.

В 2018 году объекты IT были включены в перечень объектов концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП.

Модератор секции, управляющий партнер «Гиперион» Артур Щеглов, ссылаясь на открытые данные, а также информацию от «Ростелекома», сообщил, что на данный момент в стране реализованы либо находятся в процессе реализации 23 ГЧП-проекта в сфере IT. Десять проектов в данной сфере заключены в форме концессионных соглашений. Такие проекты реализуются главным образом на транспорте.

По данным Щеглова, в 2018-м было заключено всего одно соглашение о ГЧП-проекте в сфере IT, а больше всего – восемь – в 2015-м.

«Ростелеком» принимает участие в наибольшем числе ГЧП-проектов – в 13, другие компании отмечены в 1-2 проектах.

Перечень проектов:

Ожидаются ГЧП-проекты еще в 13 регионах – Брянская область, Вологодская область, Калужская область, Новосибирская область, Кабардино-балкарская Республика, Республика Марий Эл, Ставропольский Край, Хабаровский Край, Ростовская область, Самарская область, Томская область, Рязанская область.

Заместитель председателя правительства Ярославской области, директор департамента экономики и стратегического планирования Екатерина Троицкая рассказала о проекте «Цифровое здравоохранение Ярославской области». Цель проекта: создать к 2021 году единую информационную систему здравоохранения Ярославской области для реализации права граждан на доступную и качественную медицину.

Проект предполагает обустройство сетей передачи данных в медицинских организациях, оснащение компьютерами и периферийными устройствами рабочих мест медицинского и административного персонала, оснащение центра обработки данных, разработку новых и интеграцию существующих информационных систем, включая архивы лабораторных исследований и медицинских изображений.

Как сообщалось ранее, на первом этапе проекта (2018-II кв. 2019 гг.) инфраструктура будет создана в пилотны» медицинских организациях Ярославля – ГБУЗ ОКБ, ГАУЗ КБ № 2, ГБУЗ ГП № 2, а начиная со II квартала 2019 года начнётся внедрение на территории всей области. Срок реализации проекта – 2018-2031 гг.

По словам Троицкой, основная цель концессии – получить необходимый объект в кратчайшие сроки, с рассрочкой платежа, а не в том, чтобы создать такую инфраструктуру, на которой концессионер – частный партнёр будет зарабатывать (как это предположили коллеги из зала).

Участники секции (не все из них представлялись) в ходе обсуждений поднимали также следующие вопросы.

Необходимость внесения изменений в 115 ФЗ, которые позволили бы без «хитрых схем» делать выплаты, в частности, с ОМС. Нужно, чтобы регионы «не выдумывали, как это сделать», т.к. слишком сложно определить, кто может быть получателем ОМС. (Александр Семёнов, руководитель направления «Цифровое здравоохранение» АО «Русатом Хэлскеа») См также презентацию «Использование механизма концессии в цифровом здравоохранении» >>>

Как доказать впоследствии обоснованность выплат конценденту (обладатель права собственности на объект концессионного соглашения – ред.)? (Алексей Горобцов, Севастополь).

Инвестору должно быть интересно участие в концессии, до прокуратуры необходимо донести, что это не 44-ФЗ, а 115-ФЗ (О концессии).

Важно, что происходит с тем ПО, которое уже установлено и внедрено. Если всё делается заново с нуля, [у контролёров] возникнет много вопросов, почему за это опять платятся деньги.

Любая концессия – это платежи, деньги, которых в бюджете нет. Не захлебнется ли бюджет региона, когда концессий станет слишком много? (Екатерина Троицкая).

Частный инвестор «заточен» на зарабатывание средств, поэтому оправданны опасения, что партнёр будет недостаточно эффективно управлять инфраструктурой.

Необходимо обсуждать вопрос о монетизации данных, полученных при госинформатизации. Мотивация частных партнеров – не получение рассроченных средств региона, а генерация новых доходов.