Проект постановления правительства предполагает увеличение финансирования министерства цифрового развития

3714

Для общественного обсуждения опубликован проект постановления правительства,  изменяющий положение о министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций; документ наделяет министерство новыми функциями, увеличивает число заместителей министра и департаментов, а также оговаривает рост расходов.

Число департаментов министерства предлагается увеличить с 15 до 18, число заместителей министра – с восьми до 10. «В связи с тем, что на Минкомсвязь России возложены новые полномочия в сфере цифрового развития, требуется увеличение штатной численности центрального аппарата Минкомсвязи России, в связи с чем необходимо увеличение финансирования», – сказано в пояснительной записке к проекту постановления правительства. Также вносятся изменения в положение о министерстве экономического развития.

Среди новых функций министерства – «определение требований к квалификации руководящего состава, на который возложены полномочия по организации внедрения информационных технологий, государственных органов, в том числе государственных органов субъектов Российской Федерации, а также оценка соответствия кандидатов на занятие соответствующих должностей указанным требованиям» (Sic – ред.).

Также министерство, по замыслу авторов проекта постановления, должно определять «единую технологическую политику, в том числе путём рассмотрения и согласования документов, содержащих архитектуру планируемых решений, и ключевых технических документов, описывающих такую архитектуру, в информационно-телекоммуникационной сфере»; определять и координировать «управление единой архитектурой государственных цифровых платформ и данных, включая архитектурные требования к присоединенным информационным системам, обеспечивает мониторинг применения архитектуры и соответствия архитектурным требованиям государственными органами», «определять и координировать механизмы создания и модернизации программ для электронных вычислительных машин для государственных органов на базе единой инфраструктуры совместной разработки и размещения программ для электронных вычислительных машин для нужд государственных органов».

Проект постановления лишает Минэкономразвития функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации в области цифрового развития и цифровой экономики.

Проектом постановления предусматривается также изменить постановление правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации», передав направление «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика» от Минэкономразвития министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Проект исключает из положения о Минэкономразвития также пункт о том, что министерство является уполномоченным органом власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Согласно закону, Минэкономразвития (помимо методического обеспечения деятельности МФЦ) проводит экспертизу проектов административных регламентов федеральных ведомств и осуществляет, совместно с министерством цифрового развития, методическое и организационное обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Проектом документа также вносятся изменения и в положение о Роскомнадзоре. В соответствии с проектом, функция проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных законом «Об электронной подписи» возлагается на Роскомнадзор. Сейчас такие проверки проводит само министерство.

Среди других новаций, которые проект постановления вносит в положение о министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (дословно):

  • участвует в разработке и реализации планов цифровой трансформации государственных органов, государственных учреждений, корпораций и фондов;
  • обеспечивает реализацию и масштабирование пилотных проектов и лучших практик в рамках технологического развития цифровой экономики;
  • обеспечивает разработку и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при реализации планов в области развития цифровой экономики путем создания общей цифровой среды доверия на пространстве ЕАЭС, а также формирование общей политики по созданию такой среды с другими государствами и интеграционными объединениями;
  • обеспечивает разработку предложений и вносит в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на обеспечение развития цифровой экономики;
  • обеспечивает развитие, внедрение и эксплуатацию цифровых платформ работы с данными и цифровых сервисов, способствующих образованию и развитию единой экосистемы цифровой экономики для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
  • участвует в формировании новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики;
  • обеспечивает создание условий для развития крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий (экосистемы цифровой экономики);
  • обеспечивает создание кросс-отраслевых консорциумов в сфере цифровой экономики на базе крупнейших российских интернет-компаний, банков, операторов связи (в том числе почтовой), операторов платежных систем, участников финансового рынка, государственных компаний и корпораций;
  • участвует в разработке международных договоров и иных документов в сфере цифровой экономики;
  • обеспечивает интеграцию российской экономики в единое пространство цифровой экономики ЕАЭС;
  • организует использование механизмов производства данных в цифровом виде, обработки больших объемов данных;
  • обеспечивает взаимодействие технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем государственных органов, организаций и граждан;
  • разрабатывает и внедряет стандарты организации, навигации и дизайна государственных интернет-ресурсов, электронных услуг, сервисов и цифровых каналов коммуникаций государственных органов с гражданами и бизнесом;
  • реализует функций цифрового государственного управления, в том числе путем обеспечения внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг;
  • мониторинг эффективности использования государственных информационных систем и пр.