Президент согласился с предложением «большой четверки» самостоятельно обеспечить малые города и села современной связью

Президент согласился с предложением «большой четверки» самостоятельно обеспечить малые города и села современной связью

«При обеспечении доступности современных услуг связи в населенных пунктах численностью от 500 до 50 000 человек исходите из готовности ведущих операторов связи организовать предоставление таких услуг без привлечения дополнительного бюджетного финансирования и перераспределения частот», говорится в поручении президента председателю правительства (редакция ознакомилась с документом).
 
Там же сказано, что сельские населенные пункты с числом жителей 250-500 человек современными услугами связи обеспечит «Ростелеком» за счет средств резерва универсального обслуживания.

Д.А. Медведеву

Обеспечьте в 2014-2016 годах современными услугами связи сельские населенные пункты Российской Федерации с численностью населения от 250 до 500 человек силами открытого акционерного общества «Ростелеком» за счет средств резерва универсального обслуживания»

Поручение президента инициировано совместным обращением ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО «Мегафон», ОАО «МТС» и ОАО «Ростелеком», в котором содержатся согласованные предложения  операторов «по вопросам  организации повсеместной доступности современных услуг связи».

В письме «большой четверки» говорится, что «Ростелеком» готов обеспечить доступ к Интернету для населенных пунктов от 500 до 10 000 человек за счет собственных средств, а в населенных пунктах численностью от 10 до 50 тысяч – операторы берут на себя обязательство в рамках своих инвестиционных программ организовать предоставление  современных услуг связи, используя «любые доступные технологии».
 
Решение задачи обеспечения доступности Интернета для жителей российской глубинки — зона ответственности Минкомсвязи. Это важно, от этого зависит качество жизни в России и конкурентоспособность страны.
Пока что положение далеко от желаемого. Международный союз электросвязи (ITU) в 2012 году по показателю «проникновение Интернета» поставил Россию на 81-е место в мире – после Казахстана, Азербайджана и Аргентины. В 2012 году доступ к Интернету имели 52% граждан нашей страны. В развитых странах этот показатель равнялся 72%, а в развивающихся (читай: отсталых) — 21% , в США, Словакии, Австрии, Франции — 80-83%, в странах Скандинавии — 91-95% (данные ITU).

Преодолеть отставание возможно при условии обеспечения доступом к Интернету населения небольших городов и малых населенных пунктов России. Сегодня в населенных пунктах с численностью населения до 10 тысяч человек проживает 41 миллион граждан. Уровень проникновения интернета в малых населенных пунктах (до 500 жителей), а это 10 миллионов человек, составляет, по данным Минкомсвязи, всего 37%. Здесь — главный источник цифрового неравенства между гражданами страны.

Так будет выглядеть распределение ответственности операторов за предоставление современных услуг связи:

table_1

В течение последнего года Минкомсвязь пыталась предлагать различные  (взаимоисключающие) планы повысить уровень проникновения Интернета в России, однако до реализации ни одного из них не дошло.

Министерство намеревалось, в частности, обременить операторов LTE-сетей условием дать беспроводной ШПД по технологии LTE жителям населенных пунктов численностью от 500 жителей, сделав это условием получения лицензии на частоты. Операторы инициативу министерства не поддержали: строить LTE-сеть в малых и труднодоступных населенных пунктах они готовы, но не обязательно это должны быть сети LTE — действующие лицензии требуют от операторов обязательно запускать LTE только в городах с населением от 50 тысяч человек.

Предлагалось также создание государственного LTE-оператора – с той же идеей, а именно через сеть LTE дать ШПД малым населенным пунктам.

Еще рассматривалась возможность изыскать (в универсальном резерве, за счет удорожания операторских лицензий, экономии ведомственных затрат на IT) и потратить на решение задачи развития ШПД в российской глубинке, как минимум, 50 миллиардов рублей. Не исключалась даже возможность взять на эти цели средства Фонда национального благосостояния.

Основной идеей Минкомсвязи оставался все же первый вариант: обременение операторов. Срок действия лицензий на частоты GSM 900 и 1800 Мгц, выданных ранее, истекает в будущем году (на 11 декабря намечено заседание комиссии ГКРЧ, где должны обсуждаться условия их продления ) — Минкомсвязь рассчитывала использовать эту возможность, чтобы продиктовать «большой тройке» свои условия обеспечения ШПД для населения малых населенных пунктов и небольших городов, а именно — строительство сетей LTE.
Обратившись к президенту с собственными предложениями мер по ликвидации цифрового неравенства и добившись соответствующего поручения, «большая тройка» и «Ростелеком» предложили осмысленное  решение, не требующее дополнительного бюджетного финансирования и не налагающее дополнительных ограничений на использование конкретных технологий.

Таким образом, поручение Правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, в соответствии с которым Минкомсвязь к 25 декабря должна внести в правительство «предложения по объёму и источникам затрат, необходимых для обеспечения возможности доступа в сеть Интернет для 93% населения Российской Федерации», можно считать выполненным.

Правда, без непосредственного участия регулятора.

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры