Представлены результаты мониторинга правоприменения в России за 2016 год

Доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2016 год, который готовится ежегодно во исполнение указа президента, опубликован в конце октября на сайте Кремля.

В доклад включены результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда, постановлений Европейского Суда по правам человека, результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в том числе в сфере здравоохранения, образования и науки, социальной политики, сельского хозяйства, сырья и продовольствия, территорий опережающего развития, транспорта, банковской деятельности, обеспечения жильём, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, совершенствования системы госуправления.

В документе перечислены уже принятые и находящиеся на рассмотрении Госдумы нормативные акты, а также предложения по дальнейшему регулированию. Приводим выдержки из доклада, касающиеся темы информационных технологий.

Здравоохранение

— В целях повышения качества медицинских услуг, эффективности управления в сфере здравоохранения на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан, а также информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», предусматривающий создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, выдачи рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа.

— Для обеспечения поставок потребителям качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов путем защиты легального оборота от фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, а также лекарственных средств, не отвечающих установленным требованиям к качеству, эффективности и безопасности, планируется внедрить на территории Российской Федерации федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до пациента, покупателя (конечного потребителя) с использованием контрольных (идентификационных) знаков для целей идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения.

Для достижения этих целей предлагается наделить правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение: характеристик контрольного (идентификационного) знака, порядка его нанесения, а также требований к структуре и формату информации, которую содержат контрольные (идентификационные) знаки; порядка создания, развития, ведения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, ее оператора; порядка взаимодействия с иными государственными информационными системами; порядка внесения информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения и состава вносимой информации; особенностей внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Архивное дело

— В соответствии с частью 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов. Вместе с тем статьей 25 Федерального закона № 125-ФЗ установлены нормы, ограничивающие доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу его безопасности.

Для решения данного вопроса планируется поручить Росархиву с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части исключения запрета на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов.

Образование и наука

— В целях создания и функционирования научно-технологических центров принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», реализация которого позволит установить на территории инновационных научно-технологических центров особый правовой режим осуществления деятельности, создать необходимую инфраструктуру в целях обеспечения благоприятных условий для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, расширить доступ граждан и юридических лиц к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах.

Совершенствование системы государственного управления

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации во исполнение указа президента Российской Федерации № 601 приняты один федеральный конституционный закон, 55 федеральных закона, а также 1209 подзаконных нормативных правовых актов.

— По состоянию на июль 2017 года в перечне государственных услуг и контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), содержится информация о 632 государственных услугах. По информации Минэкономразвития России, федеральными органами исполнительной власти утверждены административные регламенты по предоставлению 558 государственных услуг. Вместе с тем до сих пор не утверждены 74 административных регламента по предоставлению государственных услуг. Из них наибольшее количество административных регламентов необходимо утвердить Росреестру, Россельхознадзору, Росрыболовству, Росжелдору, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Для обеспечения предоставления государственных услуг правительством Российской Федерации планируется поручить федеральным органам исполнительной власти обеспечить принятие в полном объеме административных регламентов предоставления государственных услуг.

— В целях расширения практики предоставления через многофункциональные центры государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 169353-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг».

— Для обеспечения возможности предоставления гражданам государственных услуг независимо от места их жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации правительством внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 185313-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

— В настоящее время отсутствует возможность у физических и юридических лиц осуществлять платежи за предоставление государственных и муниципальных услуг непосредственно через многофункциональные центры. В связи с этим правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 206211-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в части установления возможности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг осуществлять прием денежных средств от заявителей).

— В целях совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 217713-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления», предусматривающий возможность подачи заявителем в многофункциональный центр комплексного запроса о предоставлении двух и более государственных или муниципальных услуг.

— При изучении практики применения по дополнительному показателю избыточности требований при предоставлении государственной услуги (пункт 11 методики) выявлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» лица, вступающие в брак, должны при подаче заявления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» прикладывать к заявлению скан-копии документов, подтверждающих личность и расторжение предыдущего брака. Данное требование является избыточным, поскольку Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает необходимость предъявления оригиналов указанных документов при личной явке лиц, вступающих в брак, в орган записи актов гражданского состояния.

В целях исключения необходимости представления одновременно с заявлением в электронной форме скан-копий документов правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 207049-7 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

— По информации Верховного Суда Российской Федерации, в течение 2016 года судами окончено производство по более чем 4,1 миллиона административных дел. Рассмотрено и разрешено около 1,4 тысячи коллективных административных исковых заявлений. В 2016 году с использованием систем видеоконференц-связи судами общей юрисдикции рассмотрено более 13 тысячи административных дел (число гражданских дел, рассмотренных за аналогичный период с использованием систем видеоконференц-связи, составляет 4107).

— Развитие информационных технологий, активное использование их в повседневной жизни людей объективно приводят к возникновению новых видов правонарушений. Вместе с тем в настоящее время не предусмотрены эффективные механизмы, позволяющие оперативно и действенно реагировать на подобные нарушения, предотвращая существенный вред, который они могут причинить.

Так, в перечень категорий административных дел, подлежащих рассмотрению по правилам данного кодекса, установленный частями 2, 3 статьи 1 КАС РФ, не включены дела о признании информации, размещенной в Интернете, запрещенной к распространению, а также дела о признании информационных материалов экстремистскими. Необходимость в специальном правовом регулировании порядка рассмотрения данных дел подтверждается объективными потребностями судебной практики.

В связи с изложенным предлагается дополнить КАС РФ главами, регулирующими порядок рассмотрения названных выше категорий дел.

— Для обеспечения развития единого информационного пространства в сфере правосудия, внедрения технологий электронного правосудия, повышения эффективности обмена информацией о судебных делах, оборота электронных документов и доступности для граждан и организаций информации о судебных делах предлагается дополнение норм КАС РФ, посвященных содержанию судебных актов судов разных инстанций, требованием об указании в них ранее присвоенного номера административного дела.

Банковская деятельность

— В целях обеспечения сохранности информации, отражаемой кредитными организациями в электронных базах данных, принят Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статьи 24 и 401 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», расширяющий перечень оснований для направления Банком России в кредитную организацию требования о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий электронных баз данных. Указанными основаниями являются: принятие решения о введении ограничения и (или) запрета на осуществление кредитной организацией отдельных операций; введение запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц; возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации; принятие решения о направлении в кредитную организацию представителей Банка России и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в целях проведения анализа финансового положения кредитной организации.

— По результатам мониторинга правоприменения в сфере банковской деятельности в целях упрощения механизма создания компаний малого и среднего бизнеса была выявлена необходимость ускорения и упрощения процедуры открытия счетов, а также снижения бумажного документооборота между кредитными организациями, налоговыми органами и их клиентами. В целях решения вышеуказанных задач были приняты федеральные законы от 23 июня 2016 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и от 3 июля 2016 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Данные федеральные законы предусматривают возможность открытия счетов юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю без его личного присутствия (присутствия его представителя), право использовать при идентификации клиента сведения в форме электронного документа, подписанного его усиленной квалифицированной электронной подписью, а также право использовать для подтверждения сведений, полученных в ходе идентификации, информацию из реестров налоговых органов и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученную в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

— В соответствии с абзацем четвертым подпункта «а» пункта 4 статьи 1 и частью 6 статьи 8 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено, что с 1 января 2017 г. указание в титульной части кредитной истории страхового номера индивидуального лицевого счета гражданина Российской Федерации (далее — СНИЛС) становится обязательным. Вместе с тем ряд категорий граждан, в том числе самозанятые граждане, а также граждане, которые находятся на ведомственном пенсионном обеспечении (военнослужащие, судьи и т.д.), вправе не иметь СНИЛС. Кроме того, кредитные организации не располагают информацией о СНИЛС в отношении значительной части клиентов. Таким образом, вышеуказанная обязанность не могла быть надлежащим образом исполнена. Учитывая изложенное и в целях недопущения возможности возникновения правовой неопределенности принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 468-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающий обязанность источников формирования кредитной истории и пользователей кредитных историй указывать СНИЛС в титульной части кредитной истории, сохранив право включения СНИЛС в кредитную историю при условии его указания субъектом кредитной истории.

— В целях совершенствования порядка осуществления платежей с использованием мобильного телефона принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставляющий возможность осуществлять платежи с корпоративных мобильных счетов, а также в ряде случаев отменяющий обязанность абонентов и пользователей услугами связи дополнительно подтверждать согласие на совершение однотипных платежей.

Обеспечение доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг

— В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» аукционы на право заключения договоров аренды земельного участка для целей строительства в электронной форме не проводятся. Для обеспечения доступности и прозрачности их проведения предлагается предусмотреть порядок проведения таких аукционов в электронной форме.

— В ЖК РФ целесообразно изменить формы проведения торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом с конкурса на аукцион в электронной форме, а также дополнить ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки — поступление указания Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации в случае поступления соответствующего поручения правительства Российской Федерации.

Доклад полностью >>> 

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

18 + 10 =