Предложения Кировской области по цифровой трансформации электронного правительства для перехода к проактивным госуслугам

1157

Существующий механизм работы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации нуждается в существенной цифровой трансформации.

Сегодня получение всех государственных услуг носит заявительный характер. То есть для получения того или иного результата услуги заявителю требуется обратиться или в офис сети «Мои Документы», или воспользоваться порталом государственных услуг. Обращению предложенными способами предшествует подготовительный для заявителя этап – подготовка требуемого к представлению пакета документов.

Аналогичным образом реализован и алгоритм получения социальных льгот, выплат. Заявителю для получения мер социальной поддержки мало быть признанным отнесенным к какой-либо социальной категории, требуется еще обязательное обращение с заявлением о предоставлении льготы, выплаты (например – через «Мои Документы»).

Полагаем, что государственные услуги должны носить беззаявительный характер, то есть автоматический (проактивный).

Государственные информационные системы должны в ряде случаев без заявительной инициативы граждан оказывать полагающиеся им государственные услуги или льготы.

Вместе с тем требуется разработать алгоритм взаимодействия, авторизации гражданина в среде проактивных услуг. При этом такой алгоритм не должен вынуждать граждан получать еще какой-либо новый документ-ключ.

Одной из целей цифровой трансформации государственных услуг следует определить функционирование цифрового удостоверения личности гражданина Российской Федерации на платформе платежной системы «Мир».

Считаем, что данная цель может быть применена не только для идентификации личности гражданина, но и для определения его социального статуса, определяющего соответствующий гражданину набор услуг, сервисов, льгот и так далее.

Данный подход может быть в дальнейшем применим для достижения еще одной важной цели Национальной программы – переход к проактивному оказанию государственных услуг, то есть в автоматическом, беззаявительном режиме.

В правительстве Кировской области уже сделаны первые шаги для реализации предлагаемого подхода.

Так, прежде всего, необходимо было разработать алгоритм идентификации личности заявителя с помощью его банковской карты.

Задача была решена на базе двух «пилотных» офисов многофункциональных центров предоставления государственных услуг «Мои Документы» г. Кирова.

Окна приема оснащены считывающими сведения с банковских карт устройствами, драйверы которых интегрированы с программным обеспечением приема и выдачи АИС МФЦ.

АИС МФЦ в полностью автоматическом режиме передает по защищенному каналу связи содержимое банковской карты («хэш») в банк для целей получения сведений о держателе банковской карты: фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные. Этих сведений достаточно для второго автоматического действия АИС МФЦ, а именно запроса по каналу государственной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) остальной необходимой о заявителе информации из баз данных-первоисточников сведений: ИНН из базы данных Федеральной налоговой службы, СНИЛС из базы данных Пенсионного фонда и так далее.

Полученные сведения автоматически заполняются в форме заявления на предоставление государственной услуги. Таким образом, в Кировской области уже есть успешно реализованный проект в рамках достижения цели по идентификации личности гражданина с помощью платежной функциональности.

Синергия проекта заключается и в существенном сокращении времени приема заявителя (внесение указанных сведений об одном заявителе вручную экспертом приема занимает до 1,5 минут, в то время как в автоматическом режиме 10-15 секунд).

Следует отметить, что «Мои Документы» Кировской области является первым и пока единственным МФЦ в стране, где реализован подобный проект.

Однако есть и сложности, а именно нормативное регулирование процесса информационного взаимодействия АИС МФЦ с банковской информационной системой.

На данном этапе нормативное регулирование указанного процесса оформлено в формате соглашения между региональным банком и министерством информационных технологий и связи Кировской области. Таким образом, работоспособность проекта возможна только с банковскими картами указанного банка.

Расширение числа банков-партнеров возможно путем заключения с каждым из них аналогичного соглашения, что представляется затруднительным по причине большого количества популярных среди населения банков. Усложняется вопрос и наличием самостоятельных региональных подразделений филиальных сетей крупных федеральных банков, то есть соглашение с одним из таких региональных подразделений не дает возможность работы с банковскими картами подразделение другого региона этого же банка.

Решением указанной проблемы может стать организация информационного взаимодействия АИС МФЦ не с каждым банком-партнером, а с верхнеуровневым партнером – АО «Национальная система платежных карт». В этом случае в рамках одного соглашения возможно обеспечить работу со всеми банками, работающими в системе «Мир».

Однако данный проект способствует решению лишь первой части – идентификации личности. Но разработанный алгоритм позволяет приступить к реализации второй части проекта – определение социального статуса и набора доступных сервисов и льгот.

Например, в настоящее время правительством Кировской области прорабатывается проект по реализации «умного» проезда в общественном транспорте, когда с банковской карты будет списана стоимость проезда, определенная социальным статусом пассажира.

Практика регионов Российской Федерации по указанному вопросу сведена к выпуску специальных льготных проездных или социальных карт жителя города Н.

В числе недостатков данного подхода:

  • социальная карта или социальный проездной жителя города Н1 не работает в городе Н2;
  • социальная карта физически содержит на своем носителе персональные данные держателя, что не безопасно при её утере или краже.

Но ключевой недостаток подобных специальных карт – гражданину после получения социального статуса (например – инвалидности) в одном учреждении необходимо его доказать (собрать необходимые справки) в другом для выпуска такой специальной карты. При этом, если гражданин такого социального статуса лишился – специальная карта может продолжить свое действие, что влечет за собой определенные убытки поставщика услуг.

Наиболее эффективным инструментом является обычная банковская карта. Её владельцами является подавляющее большинство населения (получение заработной платы, стипендии, пенсии).

Стандартная банковская карта лишена недостатков специальных социальных карт:

  • не содержит персональных сведений о владельце;
  • полностью экстерриториальна в пределах Российской Федерации.

Разрабатываемое в Кировской области решение позволит в момент считывания банковской карты валидатором общественного транспорта определить, является ли пассажир льготником, и списать правильную стоимость поездки.

Определение льготной категории произойдет с применением уже внедренного в АИС МФЦ сети «Мои Документы» алгоритма. Определив личность держателя карт, специальный сервис средствами СМЭВ запросит сведения, например, в базе данных службы социального обеспечения.

Данный проект также является «пилотным» в стране.

Предлагаемый сервис далее применим в любой жизненной ситуации для льготника – визит в аптеку, социальное учреждение и т.д.

Таким образом, на практике появляется принцип проактивного предоставления услуги.

Предлагаемый проект без каких-либо ограничений может быть масштабирован на все субъекты Российской Федерации.

Сеть «Мои Документы», существующая в каждом регионе, становится агрегатором или даже оператором проактивных государственных услуг. Разрабатываемый сервис может быть внедрен в каждую сеть «Мои Документы».

Потребуется лишь разработка сервиса на стороне «Мои документы» – оператора проактивных услуг. Учитывая низкую степень сложности разработки указанного сервиса, наиболее финансово затратным станет вопрос обеспечения информационной безопасности работы сервиса и накопленных им в ходе работы сведений, в том числе персональных. Стоимость работ по обеспечению информационной безопасности не превысит 20 миллионов рублей для одной сети «Мои Документы».

При этом следует отметить, что информационный обмен между сервисом «Мои Документы» и базами данных поставщиков сведений предлагается организовать существующей системой СМЭВ, информационная безопасность которой уже обеспечена Минкомсвязью России.

Реализация предлагаемого подхода требует внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования регламентов предоставления государственных услуг, предусматривающих сегодня исключительно заявительный принцип.

Кроме того, потребуется совместная с Роскомнадзором России работа в части обеспечения сохранности и легитимности использования сервисом «Мои Документы» персональных данных граждан. В настоящее время обработка персональных данных возможна только по письменному согласию самого владельца персональных данных, что в условиях работы автоматического сервиса не представляется возможным.

Об авторе: Палюх Юрий Иванович, министр информационных технологий и связи Кировской области.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

11 − два =