Правительство запретило импортный софт для госучреждений

767

В понедельник председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Информацию об этом Экспертному центру электронного государства подтвердили несколько независимых источников.

Постановление (текст есть в распоряжении редакции) принято во исполнение закона о преференциях для российского ПО при госзакупках, подписанного президентом РФ 1 июля 2015 года. Законом предлагается расширить сферу использования российских компьютерных программ и баз данных, а также создать единый реестр российского софта в целях оказания правообладателям господдержки. Реестр должен регулироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При госзакупках предлагается соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, авторы предлагают обязать заказчика публиковать в реестре обоснование отказа от закупки.

Закон вступает в силу менее чем через полтора месяца – с 1 января 2016 года.

Принятию закона предшествовало обсуждение проблемы технологической зависимости государственных структур от импортных программных продуктов. Индустрия настаивала (см., например, статью Натальи Касперской) на том, что ключевое значение имеет закупка для государственных нужд отечественного ПО, а не его зарубежных аналогов. Отечественными предлагалось считать программные продукты, вошедшие в реестр таковых. Ведение реестра предполагалось возложить на отраслевую ассоциацию при контроле со стороны Минкомсвязи.

Минкомсвязь, однако, в сентябре 2014 года придерживалась другой стратегии – регулятор намеревался обложить софтверную отрасль сборами по аналогии с отчислениями в фонд универсальной услуги связи, и затем инвестировать собранное в разработку отечественных программных продуктов.

Впоследствии от этой идеи отказались. Закон принят в трактовке, близкой к тому, что предлагала Касперская.

Проект постановления был разработан четыре с половиной месяца назад.

Ключевой момент – реестр отечественного программного обеспечения, методы его ведения и практического применения, а также критерии, по которым программный продукт считается отечественным, а не зарубежным.

Постановление правительства определяет правила единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных:

а) исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):

  • Российской Федерации;
  • субъекту Российской Федерации;
  • муниципальному образованию;
  • российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией (далее – российская некоммерческая организация без преобладающего иностранного участия);
  • российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций без преобладающего иностранного участия, граждан Российской Федерации составляет более 50 процентов (далее – российская коммерческая организация без преобладающего иностранного участия);
  • гражданину Российской Федерации;

б) программное обеспечение правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программного обеспечения либо права использования программного обеспечения свободно реализуются на всей территории Российской Федерации;

в) общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам (независимо от вида договора), предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программного обеспечения и для разработки, адаптации и модификации программного обеспечения, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее 30 процентов выручки правообладателя (правообладателей) программного обеспечения от реализации программного обеспечения, включая предоставление прав использования;

г) сведения о программном обеспечении не составляют государственную тайну и программное обеспечение не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

д) соответствие программного обеспечения требованиям безопасности информации подтверждено сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, выданным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (только для программного обеспечения, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации);

е) исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит лицам (правообладателям), указанным в абзацах пятом – седьмом подпункта “а” настоящего пункта и имеющим лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (только для программного обеспечения, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации).

Формирование реестра осуществляет Минкомсвязь. Оператор реестра – организация, выполняющая технические функции его ведения – определяется, согласно тексту постановления, Минкомсвязью в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Евгения Василенко в комментарии Экспертному центру констатировала, что «Минкомсвязь официально становится уполномоченным органом по ведению реестра ПО», и высказала сомнение в том, что до 1 января хватит времени успеть определить на конкурсе оператора реестра отечественных программных продуктов.

«Запуск реестра – серьезный проект, и сейчас остается совсем немного времени на его реализацию. Необходимо разработать и выпустить нормативные акты Минкомсвязи, в частности, положение об экспертном совете, утвердить классификатор ПО, нужно определить оператора реестра, создать информационную систему реестра и т.д. АРПП является соавтором постановления и готова активно включиться в реализацию указанных задач. Часть из них мы уже делаем. Год назад мы запустили каталог отечественного ПО, чтобы собрать информацию о существующих российских решениях».

Реестровая запись, в том числе,  содержит следующие сведения:

<…>

в) название программного обеспечения;

г) предыдущие и (или) альтернативные названия программного обеспечения (при наличии);

е) сведения о правообладателях программного обеспечения:

  • в отношении гражданина Российской Федерации – фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или адрес места фактического проживания;
  • в отношении юридического лица – полное наименование, основной государственный регистрационный номер регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
  • в отношении Российской Федерации – слова “Российская Федерация”;
  • в отношении субъекта Российской Федерации – полное наименование субъекта Российской Федерации;
  • в отношении муниципального образования – полное наименование муниципального образования (согласно уставу муниципального образования);

ж) адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения;

з) сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права;

и) дата государственной регистрации и регистрационный номер программного обеспечения (при наличии);

к) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) соответствует программное обеспечение;

л) дата и номер решения уполномоченного органа о включении сведений о программном обеспечении в реестр;

м) сведения о дате и содержании изменений, внесенных в реестр (при наличии).

«Отечественный софт», по словам Василенко, готов принимать участие в создании информационной системы реестра. В АРПП полагают, что «большое количество уровней классификатора ПО, его излишняя детализация могут затруднить использование реестра» и намерены ограничить классификатор программных продуктов 30 разделами.

Напомним, что в июле 2015 года решением VII международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС, состоявшегося в Ханты-Мансийске, Экспертный центр электронного государства предложено сделать центром компетенции в координации импортозамещения IT в госсекторе.