Правительство сможет устанавливать, когда право на результаты интеллектуальной деятельности не может быть отчуждено частному партнеру

На сайте Госдумы опубликован текст законопроекта о государственно-частном партнёрстве в IT, подготовленный ко второму чтению.

Законопроектом, напомним, предлагается дополнить статью о соглашениях о государственно-частном партнёрстве, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий следующей частью: «Элементом соглашения также может являться наличие у публичного партнёра обязательства по отчуждению частному партнеру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующих объектов информационных технологий, подлежащих переработке (модификации) для создания объекта соглашения».

В середине мая документ был принят в первом чтении. При этом правительством были высказаны замечания к тексту законопроекта.

Из отзыва правительства на законопроект

Законопроект требует уточнения в части определения момента возможного отчуждения частному партнёру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующих объектов информационных технологий, подлежащих переработке (модификации) для создания объекта соглашения о государственно-частном партнерстве.

Кроме того, в целях устранения правовой неопределенности условий отчуждения исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующих объектов информационных технологий, при осуществлении передачи такого права полагаем целесообразным применять подход, предусмотренный частями 9 и 10 статьи 33.1 Федерального закона.

Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.

Ко второму чтению в законопроект, в частности, добавлена фраза:

«Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, при которых исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности не может быть отчуждено частному партнеру».

Кроме того, как сказано в материалах департамента информационных технологий Москвы, посвященных разбору федеральных НПА, ко второму чтению в законопроект добавлено еще множество поправок, не имеющих отношения к государственно-частному партнерству, касающихся маркировки товаров средствами идентификации, вносимых в Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», и изменений, вносимых в пункт 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Напомним, что летом 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2018 №173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены изменения в законодательство о ГЧП и концессионных соглашениях – объекты IT были добавлены в перечень объектов данных соглашений, благодаря чему появилась возможность реализации проектов в сфере IT как в формате соглашений о ГЧП, так и в формате концессионных соглашений.

«В прошлом году мы сделали первый шаг, приняли закон и расширили на IT-сферу ГЧП, но правоприменительная практика показала, что таких норм недостаточно, поэтому мы разработали этот документ. Он является важной составляющей решения задач цифровизации российской экономики. Согласно поправкам, правительство получит право оценивать проекты ГЧП в сфере IT на предмет возможности отчуждения таких прав, также полномочия по определению случае, когда такое отчуждение недопустимо, потому что это может быть предмет информации связанной, например, с госбезопасностью и т.д. Передача интеллектуальной собственности не должна нанести ущерб интересам государства. Поэтому очень важно в этих направлениях детализировать прямыми нормами сценарии сферы применения ГЧП», — прокомментировал председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Авторы документа указывают, что принятие законопроекта сделает проекты ГЧП в сфере разработки, создания и эксплуатации объектов информационно-телекоммуникационных технологий более надежными с точки зрения участия в них малых и средних профильных IT-компаний, что обеспечит привлечение частных инвестиций, инновационных решений, передовых технологий и лучших мировых практик в решение стратегических задач информатизации общества и цифровизации российской экономики.