Правительство РФ либерализует пропуск трафика и обяжет монополистов открыть доступ к инфраструктуре

    Российские мобильные операторы смогут уменьшить затраты на пропуск трафика и строительство сетей, а также получить недискриминационный доступ к инфраструктуре телекоммуникационных монополистов. Последних же ожидает поэтапная отмена регулирования тарифов для конечных абонентов.

    Кроме того, в РФ будет внедрен принцип технологической нейтральности — такой комплекс мер предусмотрен дорожной картой «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» на 2013-2015 годы, утвержденной премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 28 декабря прошлого года.

    УПРОЩЕНИЕ ИЕРАРХИИ

    План предусматривает принятие в феврале 2013 года приказа Минкомсвязи, который даст операторам право пропускать трафик «оптимальным способом» с ограничениями лишь в случаях, «если это приведет к нарушению целостности и безопасности сети связи общего пользования».

    С 2005 года в России действует трехуровневая иерархия связи, разделяющая инфраструктуру на сети местного, зонового и междугородного/международного уровня. Сотовые операторы в этой системе отнесены к зоновым, и при звонках на сети других операторов даже на местном уровне обязаны пропускать трафик своих абонентов через зоновые сети. Пропуск трафика на зоновом уровне тарифицируется дороже, чем на местном. Эта ситуация не устраивает как сотовые компании, так и операторов местного уровня, маржа которых переходит к операторам зоновых сетей, крупнейшим из которых является «Ростелеком».

    Сотовые операторы неоднократно инициировали дискуссию с «Ростелекомом» на предмет дискриминационного характера существующих правил. Арбитром в этих спорах выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая неизменно вставала на сторону сотовых операторов. Однако структурам «Связьинвеста» и «Ростелекома» удавалось успешно оспорить мнение ФАС в судах, которые приходили к выводу, что пропуск зонового трафика через местный уровень присоединения является нарушением нормативной базы отрасли.

    Весной прошлого года Минэкономразвития провело экспертизу приказа бывшего Мининформсвязи (от 8 августа 2005 года), устанавливающего требования к порядку пропуска трафика. В ходе обсуждения этого документа ОАО «Мобильные Телесистемы» (МТС) и региональные операторы заявили, что сейчас, с учетом развития технологий, требование обязательно использовать зоновые сети приводит к неоправданным затратам операторов. Им приходится либо строить «технологически не необходимые промежуточные зоновые узлы», либо пропускать трафик через сети зоновой связи других операторов за дополнительную плату.

    Сотовые операторы приводили расчеты, согласно которым разница в стоимости минуты разговора для оператора мобильной связи при существующем порядке пропуска трафика и в случае его оптимизации составляет до 1 рубля при присоединении с абонентом сети фиксированной связи на внутризоновом уровне, 0,25 рубля — на местном уровне.

    Эксперты «Ростелекома» заявляли, что предложения мобильных операторов приведут к перераспределению доходов, но оставят госкомпанию «без надлежащей компенсации за содержание зоновой сети, которая составляет 123,5 тыс. км». По мнению экспертов «Ростелекома» приказ, утверждающий порядок пропуска трафика между операторами, не может быть изменен без корректировки вышестоящего законодательства.

    Будущий приказ Минкомсвязи также сделает возможным применение в сетях мобильной и фиксированной связи узлов с территориально-распределенной архитектурой. Как заявлял вице-президент «Ростелекома» Павел Зайцев, распределенные коммутационные узлы смогут обслуживать абонентов сразу в нескольких регионах, а не в одном, как сейчас. По его словам, это удешевит строительство сетей, и сократит его сроки.

    УПЛОТНЕНИЕ МОНОПОЛИСТОВ

    План мероприятий, утвержденный премьером, предусматривает также утверждение правительством в июне 2013 года «правил недискриминационного доступа к инфраструктуре, используемой для оказания услуг электросвязи и находящейся в собственности (ведении) субъектов естественной монополии». Речь идет о сооружениях связи и помещениях для размещения средств связи, технических помещениях нежилых зданий и многоквартирных домов, дорогах, мостах и т.д.

    ФАС выступала за принятие таких правил много лет, однако прежнее руководство Минкомсвязи было против.

    «Эта проблема не имеет отношения к теме свободной конкуренции, она имеет отношение к регулированию прав собственности», — заявлял в 2009 году тогдашний глава министерства Игорь Щеголев.

    «Все объекты инфраструктуры сетей связи исторически имеют своих владельцев, которые уже не один год несут расходы на поддержание их работоспособности и вольны самостоятельно решать, как использовать свое имущество», — отмечал он. «Таким образом, в отличие от регулируемых министерством прав недискриминационного доступа к услугам электросвязи для абонентов и пользователей, а также вопросов, связанных с присоединением (сетей — ИФ) электросвязи и пропуска трафика между сетями, мы не можем ничего регулировать, чтобы не нарушить прав собственности», — говорил бывший министр.

    После того, как Николай Никифоров в мае прошлого года сменил И.Щеголева на посту главы Минкомсвязи, позиция регулятора по отношению к недискриминационному доступу к инфраструктуре связи изменилась. «Есть задача открытия инфраструктуры «Ростелекома», — заявил летом замглавы Минкомсвязи Денис Свердлов (экс-гендиректор мобильного оператора «Скартел», входящего вместе с «Мегафоном» в холдинг Garsdale Алишера Усманова).

    По словам замминистра, «эта инфраструктура строилась десятилетиями, в силу ряда причин сейчас она полностью принадлежит «Ростелекому», несмотря на то, что это ОАО и главным акционером является государство».

    Вице-президент «Ростелекома» Наум Мардер (бывший замглавы Минкомсвязи) в декабре прошлого года отрицательно высказался о планах внедрения недискриминационного доступа к инфраструктуре монополистов.

    ТЕХНЕЙТРАЛЬНОСТЬ

    «Регулирование отрасли связи по технологическому принципу не способствует эффективному развитию конкуренции в отрасли, в том числе за счет своевременного внедрения новых технологий», — говорится в плане мероприятий по развитию конкуренции.

    Для обеспечения технологической нейтральности правительство намерено в феврале этого года исключить указания на конкретные полосы частот из плана использования радиочастот для перспективных технологий. Этот план, утвержденный в январе 2011 года, отводит для сетей LTE, построенных по технологии FDD (частотный разнос) полосы 791-960 МГц и 2,5-2,7 ГГц, а для LTE по технологии TDD (временной разнос) — полосы 2,3-2,4 ГГц и 2,57-2,62 ГГц.

    Между тем, Tele2, четвертый по размеру абонентской базы мобильный оператор в РФ, добивается возможность строить сети LTE на GSM-частотах 1800 МГц. В марте прошлого года Tele2 и НИИ Радио завершили испытания LTE на 1800 МГц в Омске и Пскове. По данным НИИ, помех для услуг голосовой связи не возникло. Результаты этого исследования были в октябре вынесены на рассмотрение госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), но были признаны недостаточными для принятия решения.

    Кроме того, участники заседания ГКРЧ отмечали, что 1800 МГЦ в настоящее время не включен в число диапазонов, в которых могут работать сети LTE. Госкомиссия приняла решение дополнительно протестировать LTE-1800 до 1 июня 2013 года.

    Н.Никифоров в конце прошлого года высказал мнение, что к внедрению технейтральности надо подходить осторожно. Например, разрешение разворачивать LTE в диапазоне 1800 МГц может привести к тому, что операторы не захотят заниматься конверсией LTE-частот в нижнем диапазоне (791-862 МГц, получены «большой тройкой» и «Ростелекомом» на конкурсе), а начнут строить сети в боле удобных им частотах. Поэтому, если технейтральность и будет применяться, то, вероятно, с каким-либо обременением, в том числе, финансовым, высказал предположение министр.

    «Дорожная карта» правительства предусматривает, что в июне будет принято постановление, по которому операторы будут получать универсальные лицензии, без привязки к технологии оказания услуг. В сентябре должно последовать утверждение единых правил оказания услуг связи — с разграничением особенностей оказания услуг по различным сетям (подвижным, фиксированным и т.д.).

    СВОБОДУ ТАРИФАМ

    План мероприятий также предусматривает переход к свободному ценообразованию на услуги связи операторов-монополистов для конечных клиентов.

    В настоящее время Федеральная служба по тарифам (ФСТ) раз в год устанавливает предельные уровни тарифов на услуги местной, внутризоновой и междугородной связи для операторов, включенных в реестр естественных монополий. Таким образом, государство регулирует цены на фиксированную связь почти на всей территории РФ — для абонентов «Ростелекома», МГТС и ряда региональных игроков. Тарифы на мобильную связь в России не регулируются. При этом, как установила в прошлом году ФАС, в текущей рыночной ситуации сотовая связь и фиксированная взаимозаменяемы, а значит можно говорить о едином конкурентном рынке. Более того, фиксированные операторы зачастую не увеличивают тарифы до установленного предельного уровня из-за высокой конкуренции с мобильными игроками.

    Правительство поручило в феврале провести оценку целесообразности запуска пилотных проектов с прекращением тарифного регулирования услуг фиксированной связи. В январе 2014 года ФСТ предстоит реализовать пилотные проекты с отменой регулирования тарифов в ряде регионов РФ. Итоги «пилотов» запланировано подвести в апреле того же года.

    Источник: http://www.comnews.ru/node/69676