Правительство прогнозирует более 12% среднегодового роста экспорта ИКТ-услуг из России до 2025 года

243

Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в 2018-2025 годах составляют 12,3%, следует из Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, опубликованной на сайте правительства в четверг.

В соответствии с целевым сценарием объём зарубежных продаж телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в 2025 году должен составить 12,15 миллиарда долларов США, из них поставки телекоммуникационных услуг — 2,91 миллиарда, компьютерных услуг — 8,96 миллиарда, информационных услуг — 0,28 миллиарда.

Услуги в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги охватывают виды услуг:

  • телекоммуникационными услугами являются трансляция или передача звуковой информации, изображений и других информационных потоков через системы кабельной, радиотрансляционной, телевизионной или спутниковой связи, услуги по аренде и техническому обслуживанию линий связи, сетей передачи звука, изображения и данных;
  • к компьютерным услугам относятся операции, связанные с созданием и внедрением программного обеспечения, работы, связанные с обработкой данных, хранением баз данных и работой с ними, услуги по разработке, дизайну и размещению веб-страниц на сервере, предоставлению консультационных услуг, связанных с программным обеспечением и функционированием вычислительной техники, и другие;
  • информационными услугами являются снабжение средств массовой информации сводками новостей, фотографическим материалом и тематическими статьями, услуги по использованию коммерческих сайтов в Интернете и другие.

В документе сказано, что в 2017 году мировой экспорт услуг в сфере ИКТ составил 527 миллиардов долларов (10% глобального экспорта услуг). Доля Российской Федерации в мировом экспорте телекоммуникационных услуг составляет 1,7%, компьютерных услуг — 0,9%.

Экспорт Российской Федерации услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий составил в 2017 году 4,7 миллиарда долларов, или 8% суммарного российского экспорта услуг.

Главную роль здесь играет экспорт компьютерных услуг, объём которого в 2017 году достиг исторического максимума — 3,4 миллиарда долларов — и вырос по сравнению с 2001 годом в 35 раз, с 2005 года — почти в 9 раз. Это «основной драйвер развивающейся интеллектуально-технологической специализации Российской Федерации в торговле услугами», говорится в документе.

Отечественная индустрия программного обеспечения названа «наиболее перспективным инновационным экспортным кластером». По оценке некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения «Руссофт», в настоящее время в Российской Федерации экспортной деятельностью занимаются не менее двух тысяч софтверных компаний, или более 60% всех устойчиво работающих компаний этой отрасли.

Экспорт ПО и услуг по его разработке в 2017 году по сравнению с 2006 годом вырос в 6,2 раза, до 8,8 миллиарда долларов, что заметно больше, чем суммарные продажи авиакосмической техники и судов. Среднегодовые темпы прироста экспорта программного обеспечения за последнее десятилетие составили более 18%. По итогам 2016-2017 годов экспорт ПО российских разработчиков достигал 5% всего несырьевого, неэнергетического экспорта Российской Федерации (товары и услуги).

Если считать по реальным валютным поступлениям в страну, доля программного обеспечения составляет 3%. В данных по экспорту программного обеспечения не учитываются валютные доходы отечественных интернет-компаний (крупнейшими являются («Яндекс» и «Мейл.Ру»), которые также основаны на использовании собственного оригинального софта и коммерциализации решений на его базе.

Географическое распределение российского экспорта услуг по разработке ПО

Страна

Объем экспорта, млн долларов США

Соединенные Штаты Америки 1103,1
Федеративная Республика Германия 264,2
Ирландия 245,0
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 237
Республика Кипр 215,5
Швейцарская Конфедерация 197,5
Королевство Нидерландов 97,2
Республика Казахстан 83,1
Чешская Республика 71,3
Специальный административный район Гонконг 56,7
Королевство Швеция 52,3
Словацкая Республика 48,9
Республика Сингапур 43,5
Республика Белоруссия 34,9
Великое Герцогство Люксембург 32,8

Экспортным потенциалом обладает российская индустрия хранения и обработки данных, предоставляющая в том числе облачные сервисы. В 2017 году объем отечественного рынка услуг по аренде пространства центра обработки данных для установки собственного оборудования составил около 17 миллиардов рублей (примерно 295 миллионов долларов), увеличившись на 14% по отношению к 2016 году.

Главными ограничениями являются регуляторные, поэтому нужны меры по либерализации и упрощению норм валютного регулирования и контроля, меры по оптимизации учета и возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте в отношении информационно-телекоммуникационных технологий компаний, упрощенные схемы отчетности перед Федеральной налоговой службой по сделкам об оказании услуг в электронной форме через Интернет, отмечается в Стратегии.

Требуется также совершенствовать финансовые меры поддержки компаний информационно-телекоммуникационных технологий с использованием механизмов факторинга в сочетании с действующими программами облегчения доступа к экспортным кредитам.

Развитию экспорта услуг в сфере ИКТ будет способствовать последовательная реализация национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», включающего модернизацию информационной инфраструктуры, создание глобально конкурентоспособной индустрии хранения и обработки данных на территории Российской Федерации, в том числе для расширения экспорта услуг дата-центров, говорится в документе.

Развитие сектора услуг в сфере ИКТ в дальнейшем будет связано с развитием облачных услуг, укреплением спроса на искусственный интеллект и новые серверы.

Увеличение экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг будет ограничиваться быстрым ростом внутреннего спроса, сохраняющейся напряженностью отношений с Западом и проблематичностью формирования в рассматриваемый период единого рынка этих услуг в рамках Евразийского экономического союза.

Задачи по развитию экспорта ИКТ-услуг

Основными задачами по развитию экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются:

  • устранение регуляторных и административных барьеров при экспорте, связанных с валютным и налоговым регулированием, требованиями экспортного контроля;
  • создание благоприятного налогового режима для российских компаний, осуществляющих поставки услуг в сфере информационнотелекоммуникационных технологий;
  • создание условий для сертификации и адаптации услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий к требованиям внешних рынков;
  • реализация мер информационно-промоутерской поддержки российских компаний, осуществляющих экспорт услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, включая обеспечение участия российских экспортеров в конференциях, выставках, круглых столах, помощь в подготовке и адаптации маркетинговых материалов и других.

Как отмечается в документе, в структуре мирового экспорта услуг неуклонно повышается доля высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, прирастающих по стоимости в среднем на 6-7% ежегодно, в том числе информационных услуг, услуг в сфере интеллектуальной собственности и деловых услуг.

В отраслевой структуре российского экспорта услуг в 2017 году свыше 58% приходилось на традиционные их виды — транспорт (34,3%), поездки (15,5%) и строительство (8,3%). Около 29% составляли высокотехнологичные и интеллектуальные услуги, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту сложной техники, финансовые и страховые услуги – 3%, прочие услуги – 10%.