Утвержден план мероприятий по созданию «типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»

Правительством утверждён план мероприятий («дорожная карта») по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» на 2017–2019 годы. Цель «дорожной карты» – разработка типового технического решения для автоматизации процессов сбора и обработки информации контрольными и надзорными органами, отвечающего современным требованиям облачных технологий, сказано на сайте правительства.

«Мировая практика свидетельствует об активном использовании автоматизации процессов контрольной (надзорной) функции государства в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольной (надзорной) деятельности уполномоченных органов государственной власти», – сказано в документе.

Подобный подход позволяет сократить общее количество и скорость проверок до 50%, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок либо проводить их путем удаленного представления материалов без посещения проверяемой организации, утверждается в «дорожной карте».

Планируется подготовить нормативные правовые акты, направленные на оснащение типовыми техническими решениями органов контрольной (надзорной) деятельности, обеспечить взаимодействие информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в этой области.

Минкомсвязи ежеквартально, до 15-го числа последнего месяца квартала, необходимо представлять в правительство доклад о ходе реализации плана.

Так, согласно документу, должны быть разработаны следующие НПА:

  • Разработка положения о государственной информационной системе “Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности” – 30 сентября 2017 года
  • Разработка стандарта информатизации контрольной (надзорной) деятельности – до 31 октября 2017 года
  • Разработка нормативного правового акта об использовании информационных систем федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – до 31 декабря 2017 года
  • Ввод в эксплуатацию информационной системы – 1 октября 2018 года
  • Разработка нормативного правового акта об обеспечении электронного взаимодействия систем с большим количеством данных для использования в процессе совершенствования контрольной (надзорной) деятельности – 1 августа 2018 года
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор), подключены к информационной системе – 1 августа 2019 года.

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам сказал, что правительству необходимо координировать действия с программой «Цифровая экономика» — особенно это актуально для контрольно-надзорных ведомств.

В июле, напомним, премьер-министр дал дополнительные поручения ведомствам по развитию реформы КНД, в том числе в региональном аспекте. До 1 ноября Минэкономразвития, Минюст и министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов должны обобщить предложения от регионов и представить предложения по расширению приоритетной программы реформы КНД в этой сфере на 2018 год.

Как писал D-Russia.ru, в 2016 году завершено техническое проектирование и создан прототип типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций (ТОР КНД).

На минувшей неделе на форуме «ПРОФ-IT.2017» состоялась секция, посвященная автоматизации контрольно-надзорной деятельности. На ней директор департамента проектов по информатизации Минкомсвязи Олег Качанов рассказал, что на сентябрь к ТОР КНД подключен 31 регион, 273 региональных органа власти.

Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Ключевые цели программы – снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба.

Срок реализации приоритетной программы – с декабря 2016 года по 2025 год (включительно).

В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.

Также к концу 2025 года вдвое должна снизиться и административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

Контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учётом истории поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 году за счёт внедрения риск-ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на 30%. И в 2018 году не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах высоких категорий риска.

Также в 2017 году будет сокращено не менее 15% видов контроля и надзора.

В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

В рамках реализации программы предстоит разработать и внедрить в том числе систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования.

Из описания паспорта программы на сайте правительства

Паспорт программы полностью здесь >>>