Половина потерь из-за отказа сетей связи обусловлена природными катаклизмами, утверждает ENISA

Европейское Агентство по сетевой и информационной безопасности Евросоюза (ENISA) опубликовало в июле отчёт об инцидентах 2018 года в телекоммуникационной индустрии. Отчёт подготовлен по данным 28 стран ЕС и ещё двух стран — участников Европейской ассоциации свободной торговли, предметом оценки стали причины, по которым европейские пользователи теряли время доступа к системам связи из-за отказа последних.

В 2018 году отмечено 157 инцидентов в сфере безопасности и телекоммуникаций, которые привели к потере в общей сложности 969 миллионов пользовательских часов подключения (0,02% общего времени).

Структура отказов такова: 52% инцидентов пришлись на мобильную телефонию, 45% – на мобильный Интернет, 35% – на фиксированную телефонию, 29% – на фиксированный Интернет, 28% – на другие сервисы (большинство зарегистрированных инцидентов затронули более одного вида связи, поэтому сумма процентов превышает 100). Мобильная связь по числу отказов лидирует четвертый год подряд.

Половина потерь – 482 миллиона часов – в 2018 году вызваны природными явлениями (в частности, сильный ветер и снегопады). Это впервые стало основной причиной отказов – прежде системные сбои, т.е. отказы оборудования из-за неверной настройки или ненадёжности, случались чаще. Теперь они опустились на второе место (380 миллионов часов, 39% от общего числа). На третьем месте человеческие ошибки (10% потерянных часов). На причину «вредоносные действия» приходится 1% потерянных часов.

При этом системные сбои стали наиболее частыми инцидентами в 2018 году – 67% всех случаев, как и в предыдущие годы. Самые частые системные сбои – отказы оборудования и программные ошибки. Человеческие ошибки привели к 18% инцидентов (наиболее часты случайные нарушения кабеля и дефектные обновления программного обеспечения), природные явления – к 10%, и это в два раза меньше, чем в 2017 году. Вредоносные действия (чаще всего это атаки на сервисы и кража кабеля) составили 5% инцидентов.

Существует также пятая категория, так называемые «сбои на третьей стороне», которые служат причиной отказов систем связи. Сбои третьей стороны – это инциденты, которые происходят в коммунальной компании или в компании-поставщике, а затем влияют на поставщиков телекоммуникационных услуг (например, отключение электроэнергии). В общей сложности за 2018 год 9% инцидентов были отмечены как относящиеся к этой категории.

Важнейшим фактором являются перебои в подаче электроэнергии. Хотя только 15% инцидентов было вызвано ими, на них пришлось 496 миллионов (50%) потерянных часов пользователей.

Существенное влияние на ситуацию оказывают неправильные обновления программного обеспечения, по данным отчёта, в 2018 году они стали второй по частоте причиной инцидентов (20%).

По итогам наблюдений с 2012 по 2018 гг ENISA сообщает следующее:

  • число инцидентов в год составляет в среднем около 160;
  • с 2013 по 2017 год число потерянных часов пользователей постоянно росло (445 миллионов в 2013, а в 2017 – 1972 миллионов), однако в 2018 году оно снизилось до 960 миллионов;
  • рост влияния природных явлений наблюдается с 2016 года, но качественный сдвиг произошёл только теперь, впервые на них приходится более половины потерь;
  • системные сбои продолжают быть самыми частыми отказами, но их доля снижается с 2016 года;
  • частота и последствия человеческих ошибок и вредоносных действий стабильны: за период наблюдений на эти категории инцидентов приходится примерно 17% и 5% инцидентов в год.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here