Почта России через пять лет хочет зарабатывать на услугах населению 12,7 млрд. руб. в год

    «Почта России» планирует через пять лет зарабатывать на предоставлении госуслуг 12,7 млрд руб. Это почти 10% от доходов предприятия за прошлый год и более 4% от запланированных на 2018 г.

    Почта России» рассчитывает стать одной из крупнейших площадок для предоставления государственных услуг, следует из доклада Минкомсвязи правительству о стратегии развития предприятия (с его содержанием ознакомились «Ведомости»). Речь идет о выдаче справок, паспортно-визовых и других документов, регистрации прав собственности на недвижимость и т. п. На этих услугах «Почта России» может заработать в 2018 г. в общей сложности 12,6 млрд руб. — почти 10% от выручки за 2012 г., а вклад госуслуг в выручку предприятия, планируемую на 2018 г., составит 4,3%.

    Сотрудник пресс-службы «Почты России» вчера подтвердил, что предоставление госуслуг занимает значительное место в планах развития предприятия, но комментировать стратегию отказался.

    Доклад был направлен в правительство в начале октября, а на прошлой неделе он обсуждался на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. По словам источника в Минкомсвязи, саму стратегию ведомство планирует представить премьер-министру Дмитрию Медведеву в середине ноября.

    По расчетам Boston Consulting Group, разрабатывающей стратегию «Почты России», выручка предприятия от госуслуг будет складываться из трех составляющих. Около 7 млрд руб. почта может заработать в 2018 г., предоставляя доступ к госуслугам в небольших городах — до 20 000 жителей, где нет многофункциональных центров госуслуг (МФЦ), — в формате «одного окна». Источником поступлений должен стать государственный бюджет, который, как предполагается, компенсирует соответствующие затраты «Почты России». Авторы доклада призывают государство предоставить почте гарантию компенсации этих затрат и даже рассчитывают, что государство согласится покрывать эти затраты с избытком, так чтобы почта зарабатывала на госуслугах около 15% прибыли.

    Среднюю стоимость создания МФЦ на базе существующего помещения Минэкономразвития (это ведомство отвечает за развитие госуслуг) оценивало в январе 2013 г. примерно в 11 млн руб.

    Согласно указу президента о развитии государственного управления, к 2015 г. не менее 90% россиян должны иметь возможность получать госуслуги в режиме «одного окна». МФЦ будут обслуживать примерно 70% граждан, планировало в начале 2013 г. Минэкономразвития, а для остальных 20% придется привлекать другие организации. Одной из них и рассчитывает стать «Почта России». Помимо госуслуг она готова продавать в своих отделениях цифровые подписи, предоставлять услуги их верификации (подтверждать подлинность), принимать налоговые декларации, выдавать полисы обязательного медицинского страхования и т. д.

    Вторая составляющая предполагаемых доходов почты от госуслуг — предоставление государственным и муниципальным органам власти услуг по электронной рассылке сообщений гражданам: на этом предприятие может заработать в 2018 г. 4,6 млрд руб., говорится в докладе Минкомсвязи. Более того, его авторы просят государство дать «Почте России» монопольное право на такую рассылку.

    Наконец, еще 1,1 млрд руб., по предварительной оценке консультантов, принесут «Почте России» комиссии за прием электронных платежей.

    Государственные услуги уже обеспечивают часть доходов другой госкомпании — «Ростелекома»: он получает деньги за поддержку и обслуживание систем электронного правительства. Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков отказался раскрыть выручку компании от этих услуг. В отчетности «Ростелекома» за 2012 г. говорится, что выручку от госконтрактов на обслуживание электронных правительственных систем и развитие новых приложений для электронного правительства компания учитывает как облачные услуги. На всех облачных услугах «Ростелеком» заработал в 2012 г. 6,63 млрд руб.-

    Три кита «Почты»

    Основной потенциал бизнеса «Почты России» Минкомсвязи видит в трех направлениях деятельности: доставке письменной корреспонденции, доставке посылок, курьерской и экспресс-доставке, а также в финансовых услугах, гласит доклад о стратегии почты.

    Рынок письменной корреспонденции может расти благодаря более активной рассылке каталогов и адресных рекламных рассылок. У доставки посылок есть запас роста в крупных городах, в частности, в интернет-торговле. А рост в сегменте финансовых услуг возможен благодаря тому, что ими станет пользоваться большее количество клиентов.

    Источник: Ведомости