Перспективы цифровой экономики ОЭСР 2017

1356

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала исследование «Перспективы цифровой экономики ОЭСР 2017» (OECD Digital Economy Outlook 2017).

ОЭСР – международная экономическая организация развитых стран, «признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики». Организация создана в 1948 году (под названием Организация европейского экономического сотрудничества) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла. Сейчас в организацию входят 35 государств, в том числе большинство государств-членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). Россия в ОЭСР не входит.

Приводим краткое резюме документа.

Правительства начинают осознавать возможности и вызовы, связанные с цифровыми преобразованиями

Цифровые преобразования занимают ведущее место в политической повестке дня в силу своего стимулирующего потенциала для экономики.

Страны ОЭСР зафиксировали свои цели на министерской встрече в Канкуне в 2016 году, посвященной цифровой экономике. Для того, чтобы цифровые преобразования принесли максимальную пользу для инноваций, роста и социального благополучия, страны фокусируют усилия на политических последствиях цифровых преобразований, улучшая возможности измерения и развивая интегрированные рамки политики для согласованного межведомственного подхода. Несмотря на удовлетворительный прогресс в осуществлении национальных цифровых стратегий (НЦС) в странах ОЭСР, координация остается непростой задачей. Лишь несколько стран поручили высокопоставленному должностному лицу или органу, ответственному за цифровые вопросы, координацию своей НЦС.

Несмотря на продолжающиеся последствия кризиса, растет предоставление услуг в области информационных технологий, что подкрепляет положительный прогноз

После глобального экономического кризиса добавленная стоимость в секторе информационно коммуникационных технологий (ИКТ), в целом, снизилась в ОЭСР в соответствии с общей добавленной стоимостью. Внутри сектора ИКТ, однако, добавленная стоимость в телекоммуникационных услугах и производстве компьютеров и электроники снизилась, зато в услугах информационных технологий (IT) произошло увеличение, а в выпуске программного обеспечения добавленная стоимость осталась неизменной.

Топ-10 экспортеров ИКТ-сервисов – в миллиардах долларов США в процентном соотношении.

В ближайшие годы ожидается сохранение таких контрастных трендов, получивших свое отражение в ИКТ занятости ОЭСР, так как доля инвестиций венчурного капитала в ИКТ – индикатор ожиданий бизнеса – вернулась к пиковой отметке 2000 г. Сектор ИКТ остается основной движущей силой инноваций, на него приходится самая большая доля расходов предприятий на НИОКР в ОЭСР и более одной трети всех патентных заявок в мире.

Развивающиеся быстрыми темпами инфраструктуры и услуги связи модернизируются для нового скачка объемов данных

Рост на рынках связи движим спросом, а во многих странах еще и адаптированными рамками регулирования, стимулирующими конкуренцию, инновации и инвестиции. Телекоммуникационные инвестиции в процентах от поступлений выросли, а операторы продолжают развертывание оптоволокна в своих сетях. Снизились средние цены, как на стационарную, так и на мобильную широкополосную связь, а число абонентов выросло, при этом использование мобильных данных растет экспоненциально в ряде стран.

Количество пользователей фиксированного широкополосного доступа к Интернету на 100 человек в разных странах; по технологиям.

Конвергенция между телекоммуникацией и вещанием приводит к слияниям и приобретениям и влечет за собой пересмотр регулирующих рамок и инстанций. Скорость широкополосного канала связи в 1 Гигабит в секунду (Гб/с) больше не является исключением, появляются первые коммерческие предложения в 10 Гб/с для нового скачка объемов данных, поступающих, например, от подключенных и автономных автомобилей.

Использование ИКТ продолжает расти, но распределяется неравномерно между разными странами, предприятиями и отдельными людьми

Среднее использование ИКТ физическими лицами достигло новых высот, но по прежнему неравномерно распределяется между разными странами и социальными группамми, в частности, для более сложного использования мобильного интернета, такого как онлайновые покупки или интернет банкинг. Пожилые люди и люди с низким уровнем образования отстают больше всех.

Количество пользователей разных возрастов в проценте от общего числа населения в разных странах.

Правительства фокусируют внимание на профтехподготовке, начальном и среднем образовании и целевых государственных расходах на устройства и подключение школ. Тем временем, пользователей беспокоит онлайновая безопасностть и защита личных данных, и то и другое представляют собой главные препятствия на пути использования интернета, в том числе и среди людей с высоким уровнем образования. Среди предприятий малые и средние предприятия (МСП) отстают по базовому использованию ИКТ и по использованию более продвинутых ИКТ. Использование облачных вычислений и анализ больших массивов данных быстро растут, хоть и начиная с низкого уровня. Роботы все больше используются на производстве, правда их использование сосредоточено всего лишь в нескольких странах.

Количество индустриальных роботов, использовавшихся по всему миру в 2014 году.

Цифровые инновации и новые бизнес-модели являются двигателем преобразований, включая рабочие места и торговлю

Инновации, управляемые данными, новые бизнес модели и цифровые приложения меняют происходящее в науке, правительствах, городах и таких секторах, как здравоохранение и сельское хозяйство. Меры политики по поддержке цифровых инноваций, как правило, фокусируют внимание на инновационных сетях, доступу к финансам и (повторному) использованию данных, но уделяют меньше внимания инвестициям в ИКТ, капиталу, основанному на знаниях, и анализу данных.

Воздействие цифровых преобразований проявляется и в упразднении и создании рабочих мест в разных секторах, возникновении новых форм труда и изменении ландшафта торговли, в частности, услугами. В ответ та это многие правительства пересматривают трудовое законодательство и торговые соглашения.

Для эффективного использования ИКТ в повседневной жизни и на работе необходимо развивать как специализированные, так и общие навыки в области ИКТ, а также повышать уровень базовых навыков

Для эффективного использования ИКТ в повседневной жизни и на работе нужны адекватные навыки. “IT специалисты” занимают второе место в перечне вакансий, которые работодателям трудно заполнить, в частности в услугах, правда, нехватка ИКТ специалистов наблюдается только в нескольких странах, по крайней мере в Европе. Тем временем, общие навыки использования ИКТ у многих работников, пользующихся ИКТ в повседневной жизни, недостаточны, как и недостаточен уровень базовых навыков в области ИКТ, таких как решение задач и коммуникация, а ведь они становятся все более необходимыми для адаптации к меняющимся рабочим местам. Ряд стран реализуют программы по приведению приоритетов обучения ИКТ в соответствие с ожидаемыми потребностями в навыках, но только несколько стран приняли комплексную стратегию навыков ИКТ.

Соотношение мужчин и женщин среди ИКТ-специалистов в разных странах.

Обеспокоенность проблемами цифровой безопасности и защиты личной информации ограничивает внедрение ИКТ и возможности для бизнеса

На фоне растущей интенсивности использования ИКТ предприятия и люди сталкиваются с ростом риска в области цифровой безопасности и защиты личной информации. Многие страны реагируют на этот рост, принимая национальные стратегии цифровой безопасности, но в немногих из них существует национальная стратегия защиты личной информации. Тем временем, риски конфиденциальности личных данных добавляются к обеспокоенности потребителей проблемами онлайнового мошенничества, механизмами восстановления нарушенных прав, а также качеством онлайновой продукции, что ограничивает доверие и может замедлить рост электронной торговли в режиме от предприятия к потребителю.

Процент граждан, беспокоящихся об онлайн-приватности.

Большинство мер политики по защите потребителя по прежнему фокусируют внимание на электронной торговле в целом и только начинают бороться с новыми трудностями, возникающими на рынках коллегиальных платформ.

Потенциал искусственного интеллекта носит многообещающий характер и, при этом, вызывает серьезные политические и этические вопросы

Искусственный интеллект (ИИ) набирает обороты, позволяя машинам выполнять когнитивные функции, подобные человеку. С помощью компьютерного обучения, больших массивов данных и облачных вычислений алгоритмы могут идентифицировать все более сложные схемы в больших наборах данных и уже опережают людей в некоторых когнитивных функциях. ИИ открывает новые горизонты роста эффективности и производительности, но при этом может и усугублять существующие политические вызовы и вызывать новые политические и этические вопросы, например, по отношению к его потенциальному влиянию на будущее труда и развитие навыков, или по отношению к связанным с ним последствиям для надзора и транспарентности, ответственности, а также безопасности.

Потенциал технологии блокчейн зависит от борьбы с техническими трудностями и политическими вызовами

Блокчейн позволяет трансакции без каких бы то ни было доверенных лиц. Например, биткоин виртуальная валюта, базирующаяся на блокчейне функционирует независимо от любого центрального банка или финансового института.

Число подтвержденных транзакций биткоина в сутки.

Помимо биткоина, применение блокчейна открывает новые возможности во многих областях, включая финансовый и государственный сектор, образование, интернет вещей, путем снижения стоимости трансакций, упрощения учета и предоставления гарантии выполнения через смарт контракты.

Его потенциал во многом будет зависеть от решения технических трудностей и политических вызовов, таких как обеспечение применения законов и охраны порядка в отсутствии какого бы то ни было посредника или достижения четкого понимания того, как и на кого возлагается юридическая ответственность в случае причинения вреда системами, базирующимися на блокчейне.