Пенсионный фонд приостановил прием электронных заявлений от удостоверяющих центров — СМИ

26

Отделения Пенсионного фонда России приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров «до получения результатов их проверки соответствующими государственными органами в соответствии с представлением Счетной палаты РФ», сообщает «Коммерсант».

Так ПФР отреагировал на итоги коллегии Счетной палаты РФ (СП), которая рассмотрела результаты проверки процедур подачи заявлений застрахованных граждан по переводу пенсионных накоплений.

Проверка касалась ПФР, а также крупнейших НПФ, работающих с пенсионными накоплениями, и проводилась за период с 2012 по 2016 год. Как подсчитала СП, большинство застрахованных лиц подавали заявления о выборе НПФ в электронной форме, подписывая их высококвалифицированной электронной подписью застрахованного лица. Такая технология реализовывалась агентами (субагентами) НПФ через удостоверяющие центры.: в 2015 году — более 67% от общего количества, в 2016 году — более 87%. И основные претензии СП касались именно их деятельности — проверка выявила «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц».

По мнению экспертов, опрошенных изданием, решение ПФР прекратить, пусть и временно, прием заявлений, переданных через удостоверяющие центры, сильно ударит по всему пенсионному рынку — вернет объем заключенных новых договоров обязательного пенсионного страхования на уровень 2014 года, «когда застрахованным лицам приходилось идти или в МФЦ, или в отделения ПФР».

Кто виноват?
Счетная палата отмечает, что законодательство с 2011 года устанавливало право застрахованного лица подать заявления в интерактивной форме, прежде всего через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и Личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

В то же самое время в 2012-2016 гг. застрахованным лицам практически полностью были недоступны сервисы ЕПГУ и Личного кабинета на сайте ПФР для подачи заявлений о смене страховщика. Возможность подачи заявлений для граждан через портал государственных услуг в полной мере реализована с марта 2017 года, через личный кабинет на сайте ПФР – с августа 2016 года.

Недоступность портала государственных услуг и личного кабинета на сайте ПФР привела к росту количества заявлений о смене страховщика, поступающих в ПФР через удостоверяющие центры в рамках пилотного проекта, который реализуется ПФР с 2014 года.