Отчет о деятельности Мининформсвязи Челябинской области в 2017 году

I. Использование гражданами услуг в электронном виде и регистрация на портале госуслуг

За 2017 год на ЕПГУ зарегистрировалось 703 926 жителей Челябинской области. Т.е. на сегодняшний день 56,4% населения региона старше 14 лет, а это более 1,6 миллиона южноуральцев (1 639 704), имеют возможность получать услуги в электронном виде.

По требованиям Минкомсвязи эта цифра к концу 2018 года должна составлять не менее 70% (2,036 млн человек).

Количество подтвержденных учетных записей зарегистрированных в ЕСИА южноуральцев

  01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 Динамика

2017 года

% пользователей ЕСИА 7,29 13,29 32,2 56,4 +24,2
Всего пользователей ЕСИА 213 759 389 515 935 778 1 639 704 +703 926
-из них подтвержденных пользователей 103 339 132 071 454 303 905 224 +450 921
Место Челябинской области среди регионов 55 53 39 35 +4

Всего из 1 639 704 человек (56,4%), зарегистрированных в ЕСИА жителей Челябинской области, 905 224 имеют подтвержденные учетные записи (55,21%). Большая часть подтверждений приходится на МФЦ. Далее идут Администрации МО – это отделы УСЗН и ЗАГС, Управления Пенсионного фонда, «Почта России» и офисы «Ростелекома».

В Челябинской области действует 794 (557 отображаемых на ЕПГУ) Центров обслуживания (шестое место в РФ) по подтверждению учетных записей ЕСИА (231 — в 2015 году, 198 — в 2014 году, 5 — в 2013 году).

Пункты расположены в МФЦ, отделах ЗАГС и управлениях социальной защиты населения Челябинской области, отделениях «Почты России», ПФР, МВД и других ведомствах. В указанных пунктах за 2017 год (в период с 11.01.2017 года до 10.01.2018 года) подтверждено 472 718 человек.

В 2017 году в Челябинской области заметно увеличилась востребованность электронных услуг на ЕПГУ. Так, наш регион занимает шестое место среди субъектов РФ по количеству заявок на оказание региональных и муниципальных услуг в электронном виде через ЕПГУ в 2017 году (2016 – девятое место) и десятое место в РФ по количеству федеральных услуг, заказанных гражданами через ЕПГУ. Это значит, что граждане нашего региона не просто регистрируются на портале государственных и муниципальных услуг, а все больше начинают доверять электронной форме получения услуг у государства. Востребованность электронных услуг значительно увеличилась.

Рост числа заказанных услуг в электронном виде по региональным услугам составил с 37,5 тысяч в 2015 году, 108 тысяч в 2016, до 177 тысяч в 2017 году. Также наблюдается рост по оказанию федеральных услуг на более чем в 3,5 раза.

  2015 год 2016 год 2017 год
Заявок в электронном виде на оказание региональных услуг 37 428 108 692 177 367
Заявок в электронном виде на оказание Федеральных услуг 92 776 167 552 595 058
Заявок в электронном виде на оказание услуг ВСЕГО 130 204 276 244 772 425

Статистка по региональным и муниципальным услугам не столь динамична из-за высокой стоимости перевода услуг в электронный вид, их вывода на ЕПГУ. Для решения этой проблемы в 2017 году губернатором Челябинской области было принято решение о развитии собственного регионального портала государственных и муниципальных услуг Челябинской области. На него в 2017 году было выведено 30 форм региональных и муниципальных услуг, а в течение 2018 года их количество должно достигнуть 54.

Напомним, что Челябинская область в 2017 году стала получателем субсидии (попала в первую волну получателей субсидии, субсидию получили 25 регионов) на условиях софинансирования из федерального бюджета в размере 17 174 800 рублей.

В 2017 году за счет части этой субсидии, а также средств регионального бюджета региональный портал был модернизирован, были реализованы следующие технологические мероприятия:

1. Доработаны и созданы ведомственные системы по автоматизации процессов оказания услуг в электронном виде органов исполнительной власти, а также доработаны либо созданы формы для оказания услуг в электронном виде на региональном портале для следующих ведомств:

  • Министерство дорожного хозяйства (2 формы услуг)
  • Минздрав (1 форма)
  • Минэкологии (1 форма)
  • Минсоц (11 форм)
  • Главное управление по труду и занятости (4 формы)
  • Минсельхоз (3 формы)

2. Разработаны две типовые формы оказания муниципальных услуг в сфере строительства.

3. Актуализированы процессы и формы услуг на региональном портале для г. Челябинск (3 услуги), ГК по делам Архивов (2 услуги), Минэконом (1 услуга).

4. Осуществлены первоначальные мероприятия по выводу приоритетных услуг в сфере социальной защиты населения на ЕПГУ с использованием подсистемы ЕПГУ «Концентратор услуг».

5. Реализована возможность электронного межведомственного взаимодействия по форматам СМЭВ 3 для ОИВ и ОМСУ Челябинской области: по двум сведениям, предоставляемым Федеральной налоговой службой Российской Федерации; по одному сведению МВД Российской Федерации.

В рамках модернизации регионального портала госуслуг gosuslugi74.ru ОГБУ «ЧРЦНИТ» получил мощный инструмент для разработки интерактивных форм и создания ведомственных информационных систем. Для органов власти ОГБУ «ЧРЦНИТ» сможет предложить услугу по разработке и публикации форм на платной основе, стоимость вывода на портал одной услуги будет составлять всего 100 тысяч рублей (что в несколько раз дешевле, чем вывод услуг на ЕПГУ).

6. Для популяризации портала государственных и муниципальных услуг Челябинской области и увеличения числа граждан, зарегистрировавших учетные записи в ЕСИА, на портале реализована подсистема проведения опросов граждан и возможность оплаты услуг ЖКХ с использованием системы платежей «Город».

Кроме того, за счет средств бюджета Челябинской области:

1. Автоматизирован процесс по мониторингу и анализу сведений, размещенных в Реестре государственных и муниципальных услуг Челябинской области.

2. Реализована возможность предоставления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок в электронном виде в соответствии с форматом взаимодействия СМЭВ 3.

3. Выполнены работы по развитию Единой региональной информационно-аналитической системы управления деятельностью МФЦ:

1) для оказания услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), реализации электронной очереди для субъектов МСП, модернизации функциональных возможностей информационно-аналитического портала МФЦ и механизмов формирования аналитической отчетности в разрезе услуг для субъектов МСП;

2) для оказания услуг по жизненным ситуациям;

3) оптимизация механизмов формирования и обработки электронной очереди;

4) на портале МФЦ реализовано формирование рейтингов МФЦ с использованием графических рейтингов виджетов с возможностью построения графиков и диаграмм.

II. Информационные системы в органах власти

Единая информационная система в сфере социальной защиты населения Челябинской области (ЕИС соцзащиты Челябинской области)

Целью реализации проекта является организация единого учета сведений о гражданах РФ, иностранных гражданах, лицах без гражданства, беженцах, зарегистрированных по месту жительства, по месту пребывания либо фактически проживающих в пределах Челябинской области, пользующихся мерами социальной поддержки, социальными услугами в соответствии с НПА РФ и Челябинской области, автоматизации работ по предоставлению мер социальной поддержки (назначение, выплата, выдача справок и льготных удостоверений) в органах и учреждениях соцзащиты населения, возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, организации электронного межведомственного взаимодействия с другими органами и организациями, предоставляющими государственные услуги населению, обобщение данных.

В 2016 году создана и внедрена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере социальной защиты населения Челябинской области.

В 2017 году система интегрирована с механизмом электронной подписи (услуга была выделена в связи с тем, что на ее оказание необходимо наличие лицензии ФСБ России), а также осуществлена интеграция с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее – ЕГИССО), в результате обеспечена возможность передачи информации о льготах и мерах социальной защиты (поддержки) в ЕГИССО для исполнения обязательств министерства социальных отношений Челябинской области.

В планах на 2018 год:

  • интеграция с ФГИС «Федеральный реестр инвалидов»; с ГИС ЖКХ, расширение информационного взаимодействия с «Единой государственной информационной системой социального обеспечения»;
  • разработка возможности предоставлении муниципальных выплат в ЕИС соцзащиты Челябинской области;
  • разработка личного кабинет гражданина, что позволит повысить взаимодействие между населением региона и органами соцзащиты.

Автоматизированная система, обеспечивающая деятельность кадровых служб

Система создана в 2016 году и предназначена для обеспечения возможности учета и управления кадрами государственной гражданской службы в аппарате губернатора и правительства Челябинской области, в ОИВ Челябинской области, в аппарате уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области, в законодательном собрании Челябинской области, в избирательной комиссии Челябинской области, КСП Челябинской области, централизованного контроля и формирования сводной отчетности управлением госслужбы правительства Челябинской области.

В 2017 году были разработаны:

  • подсистема наград для учета наград и поощрений сотрудников органов исполнительной власти Челябинской области;
  • модуль интеграции, обеспечивающий интеграцию с Системой Бухгалтерских систем, разработанных компанией «1С»;
  • модуль интеграции, обеспечивающий интеграцию с Системой бухгалтерских систем, разработанных компанией АО «НТЦ СТЭК».

В планах на 2018 год:

Развитие системы в части обеспечения интеграции с Единой информационной системой управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации, определенной постановлением от 3 марта 2017 года № 256.

Автоматизированная система электронного документооборота Челябинской области (СЭД Челябинской области)

СЭД Челябинской области введена в действие в 2012 году. В 2017 был реализован проект по развитию СЭД Челябинской области в целях улучшения качества работы и повышения быстродействия СЭД.

Были доработаны подсистемы «Входящая корреспонденция», «Контроль», «Внутренние документы», МЭДО (обеспечен прием входящей корреспонденции по формату МЭДО 2.7), мобильное приложение «Рабочее место руководителя», настроен кластер серверов для обеспечения безотказной работы и оптимального распределения нагрузки, улучшены технические характеристики серверов.

В планах на 2018 год:

Повышение быстродействия СЭД, Развитие ИС по требованиям пользователей.

Единая автоматизированная информационная система «Обращение граждан» правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области

Система была разработана в 2015 году. Система предназначена для работы в единой системе с обращениями граждан, поступающих в правительство Челябинской области, ОИВ и ОМСУ Челябинской области.

В 2017 году система была доработана для обеспечения возможности взаимодействия с информационным ресурсом ССТУ.РФ в части импорта данных об обращениях из системы в раздел «Результаты рассмотрения обращений» информационного ресурса ССТУ.РФ в полуавтоматическом режиме (файловый обмен по инициативе оператора). ССТУ.РФ – информационный ресурс в сети Интернет, предназначенный для предоставления в администрацию президента Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациям, осуществляющими публично значимые функции, в электронной форме информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций.

Информация об обращениях предоставляется в раздел «Результаты рассмотрения обращений» информационного ресурса ССТУ.РФ.

Автоматизация процессов выполнения ОИВ контрольно-надзорных функций электронной форме

В рамках реализации целевой модели по исполнению мероприятий по автоматизации контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти Челябинской области (далее – виды КНД), а также мероприятий паспорта приоритетного проекта «Реформирование контрольной и надзорной деятельности в Челябинской области» автоматизированы процессы для семи приоритетных видов и одного подвида КНД, а также девять неприоритетных видов контроля (надзора). Для пяти приоритетных видов КНД в качестве автоматизированной системы выбрано Типовое облачное решение (ТОР КНД), разрабатываемое Минкомсвязью РФ. Для автоматизации процессов двух приоритетных видов контрольно-надзорной деятельности в Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в соответствии с требованиями целевой модели была доработана ведомственная информационно-аналитической система мониторинга жилищного фонда.

Для неприоритетных видов КНД разработана и внедряется автоматизированная система контрольно-надзорной деятельности органов власти Челябинской области (АС КНД ЧО).

Информационно-аналитическая система мониторинга жилищного фонда Челябинской области

В 2017 году ИАС МЖФ была доработана в части интеграции с ЕСИА в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с ГИС ЖКХ и единой автоматизированной информационной системой «Обращения граждан» правительства Челябинской области (ЕАИС «Обращения граждан»). А также была выполнена упомянутая выше доработка в части автоматизации процессов КНД ГУ «ГЖИ».

Автоматизированная система для автоматизации процессов исполнения министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области функции регионального государственного строительного надзора

В 2017 году автоматизирован процесс исполнения министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области функции регионального государственного строительного надзора:

  • создание информационной автоматизированной системы для обеспечения осуществления регионального строительного надзора в соответствии с требованиями целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. №147-р;
  • оптимизация работы сотрудников управления строительного надзора министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области.

Создание системы осуществлялось в рамках исполнения дорожной карты по внедрению целевой модели «Осуществление КНД в субъектах РФ».

В планах на 2018 год:

  • подготовка НПА на систему;
  • аттестация системы;
  • подключение сотрудников управления строительного надзора министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области к закрытой сети Vipnet для обеспечения доступа в систему;
  • начало эксплуатации системы управлением строительного надзора министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области.

Информационный интерактивно-аналитический сервис, демонстрирующий последовательность прохождения процедур в зависимости от типа, вида и особенностей строительного проекта

Целью создания сервиса является обеспечение возможности получения застройщиками актуальной информации о необходимых строительных процедурах в зависимости от типа и особенностей проекта.

Сервис был успешно разработан и размещен на сервере в ЦОДе правительства Челябинской области. Для доступа к сервису на официальном сайте министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области был создан соответствующий баннер. Дальнейших работ с сервисом не планируется.

Создание сервиса осуществлялось в рамках исполнения дорожной карты по внедрению целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», утвержденной губернатором Челябинской области Б. А. Дубровским.

Создана автоматизированная информационная система лицензирования отдельных видов деятельности Челябинской области (далее – АИС ЛОД)

В системе автоматизированы процессы оказания услуги «Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Челябинской области» и услуги «Лицензирование медицинской деятельности».

III. Централизация IT-бюджета Челябинской области и организация централизованного обслуживания IT-инфраструктуры региональных органов исполнительной власти Челябинской области

C 2015 года в Челябинской области сформированы Единая служба заказчика по бюджетным ассигнованиям на информационные технологии и Единая служба технической поддержки для IT-инфраструктуры органов исполнительной власти Челябинской области. На централизованное обслуживание переведены 15 органов исполнительной власти Челябинской области (в 2017 году — министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области).

Централизованы бюджетные ассигнования на приобретение каналов связи сети Интернет, поставку вычислительной и офисной техники для всех органов власти Челябинской области, а также поставку расходных материалов для оргтехники и комплектующих к ней, технического обслуживания и ремонта оргтехники и вычислительной техники, заправку картриджей для органов исполнительной власти Челябинской области, перешедших на централизованное обслуживание Мининформом. Фактически полученная экономия составила более 14,5 миллиона рублей или 13,1% централизованного бюджета.

IV. Информационная безопасность

Работа органов власти тесно связана с обработкой персональных данных граждан. Автоматизация этих процессов позволила ускорить обработку информации, что позволяет сокращать время рассмотрения заявлений граждан на получение услуг государства, но с другой стороны, накладывает жёсткие обязательства на органы власти по предотвращению утечки конфиденциальных сведений и защите ведомственных систем.

В целях предотвращения утечек информации министерством совместно с ОГБУ «ЧРЦНИТ» проводятся работы по развитию систем обнаружения вторжений, защиты информации от внутренних и внешних угроз. Специалистами разработан план внедрения программно-аппаратного комплекса, предназначенного для автоматического выявления инцидентов на основе анализа событий информационной безопасности. Ежедневно система фиксирует 34 тысячи инцидентов, до шести ежемесячных инцидентов несут реальную угрозу безопасности информационных систем: DDoS-атаки, подбор паролей, трояны и вирусы. Для устранения угроз информируются соответствующие службы обеспечения информационной безопасности.

Обеспечение информационной безопасности и технической защиты осуществляется в рамках ГП «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2016–2018 годы». Основная доля расходов по данному направлению приходится на техническую поддержку защищенных сетей органов власти, которая включает в себя аттестацию объектов информатизации, продление лицензий на используемое программное обеспечение, покупку необходимых сертификатов расширенной техподдержки.

На эти цели в 2017 году было выделено 15,8 миллиона рублей. Еще около 5,8 миллиона рублей потрачено на развитие защищенных ведомственных сетей и сервисов ОИВ Челябинской области. Были закуплены шесть программно-аппаратных комплексов, предоставляющих возможность создать в любой телекоммуникационной инфраструктуре, включая сеть связи общего пользования, распределенную виртуальную сеть, защищенную от сетевых атак и несанкционированного доступа к информации. Кроме того, в связи с участившимися в 2017 году случаями атаки печально известных вирусов-шифровальщиков WannaCry и Petya.А, жертвами которых стали до 300 тысяч компьютеров по меньшей мере в 150 странах мира, был проведен комплексный аудит финансовых органов власти региона, по итогам которого были получены 43 отчета о состоянии инфраструктуры этих учреждений и сформированы предложения по выбору наиболее оптимального способа защиты баз данных.

V. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Челябинской области

На протяжении многих лет Челябинская область считается одним из наиболее благоприятных регионов по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры. По показателю качества и доступности услуг связи для бизнеса Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах России Южный Урал третий год подряд находится в наивысшей группе «А», достигнув в 2017 году значения 3,99, что на 0,12 выше среднего показателя лучших регионов в группе.

По общему объему доходов услуг связи (за девять месяцев), который составляет более 20,1 миллиарда рублей, Челябинская область занимает 13 место по России и второе место по УрФО, что превысило показатели прошлого года на 0,9%.

Число активных абонентов, использующих мобильный телефон в регионе составило 6,48 миллиона единиц, а с доступом к сети Интернет количество абонентов увеличилось по сравнению с прошлым годом на 9% — 2,6 миллиона (девятое место по России, второе место по УрФО), при этом объем потребляемого населением контента вырос в 2,4 раза. 48% абонентов мобильной связи используют для доступа к Интернету 3G и 4G.

92% территории нашего региона, на которой проживает 97% населения, покрыто сетями мобильной связи. Челябинская область также хорошо смотрится на фоне других субъектов по доступности сети Интернет для жителей региона. На Южном Урале 77,8% домохозяйств имеют выход в глобальную Сеть. По доле линий фиксированного доступа к Интернету область находится на 10 месте по России и на первом месте по УрФО – 23,48 единицы на 100 человек населения.

Достичь высоких результатов по обеспечению доступа населения к сети Интернет было бы невозможно без реализации федеральной программы по устранению «цифрового неравенства», согласно которой в 258 населенных пунктах Челябинской области с населением от 250 человек должны быть установлены точки Wi-Fi-доступа к Интернету на скорости не менее 10 Мбит/с. По данным единственного исполнителя по программе устранения цифрового неравенства ПАО «Ростелеком», по состоянию на 31 декабря 2017 года установлено 98 точек доступа (38% от всего объема), что позволило обеспечить бесплатным Интернетом около 50 тысяч жителей сельской местности. До 31 марта 2018 года планируется ввести в эксплуатацию еще 51 точку доступа, что позволит увеличить охват населения еще на 25 тысяч человек.

Южноуральцы не только активно используют мобильную связь и Интернет, но и интересуются вопросами развития цифрового телерадиовещания. Доля южноуральцев, имеющих возможность приема десяти телеканалов свободного эфирного вещания в цифровом формате, составляет 98,85%. В рамках ГП РФ в Челябинской области построено и введено в эксплуатацию 73 объекта цифрового вещания 1-го мультиплекса и 26 объектов 2-го мультиплекса. В 2018 году РТРС продолжит запуск передатчиков 2-го мультиплекса (туда входят телеканалы «Рен-ТВ», «СТС», «Спас», «Домашний», «ТВ-3», «Пятница!», «Звезда», «МИР», «ТНТ» и «МУЗ-ТВ») в городах с населением более 50 тысяч человек. В настоящее время ведется вещание на объектах Златоуст, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Троицк, Челябинск ведется вещание пакета «РТРС-2», остальные – переведены в режим ожидания по требованию организаций-вещателей. Весь комплекс работ по строительству объектов второго мультиплекса должен быть завершен к декабрю 2018 года.

Основными задачами на 2018 год у крупнейших игроков рынка связи являются улучшение качества широкополосного доступа, в том числе по технологии нового поколения 4G, позволяющего обеспечить мобильный доступ к Интернет со скоростью до 75 Мбит/с. Строительство сетей пакетной коммутации и строительство сетей оптического доступа, модернизация инфраструктуры. Операторы будут пытаться сохранить текущие объемы выручки, в первую очередь за счет повышения сервиса и работы с лояльностью.

Рентабельность телеком-индустрии будет продолжать снижаться, ввиду продолжающихся трендов удорожания ресурсов, стоимости размещения сетей, необходимости увеличения вложений в персонал (в частности – в IT-персонал).

VI. Развитие отрасли информационных технологий в Челябинской области

В Челябинской области 2,6 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере разработки программного обеспечения и информационных технологий, за год их количество выросло на 800 единиц, объем отгруженных товаров составляет около 6 миллиардов рублей, фактическое поступление налоговых платежей — 950 миллионов рублей.

На 20% увеличилось количество IT-компаний, аккредитованных Минкомсвязью России и, соответственно, получивших право на федеральные льготы по уплате взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный, Фонд социального страхования и др.). Таких организаций на декабрь 2017 года 97. Это в 1,5 раза больше, чем за последние два года.

По данным Росстата, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по разработке компьютерного программного обеспечения, консультациям в данной области в III квартале 2017 года достиг 455 миллионов рублей, что на 301 миллион рублей выше, чем в I квартале 2017 года. Также в сравнении с началом года вырос оборот малых предприятий, работающих в IT-сфере, – до 549,7 миллиона рублей.

В 2017 году Челябинская область неоднократно получала высокую оценку мер господдержки IT-бизнеса, принятых в регионе благодаря конструктивной позиции депутатов Заксобрания Челябинской области, как на федеральном уровне, так и на международном. В частности, одобрение Минкомсвязи и интерес иностранных партнеров из Китая, Киргизии, Казахстана, Индии и Кореи вызвали налоговые льготы для IT-компаний, принятые в регионе по инициативе губернатора. Лишь четыре субъекта в России могут похвастаться такими благоприятными условиями.

С 2017 года вступил в силу закон Челябинской области «Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения на территории Челябинской области», который предусматривает установление пониженных налоговых ставок в размере 10% (вместо 15%) и 3% (вместо 6%) для индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий.

В 2017 году Челябинская область заключила соглашение с Инновационным центром «Сколково», а технопарк информационных технологий Челябинска стал официальным региональным оператором Фонда «Сколково».

VII. Мероприятия, проводимые министерством и при поддержке министерства

Традиционное мероприятие, в котором министерство является организатором, — Форум «Информационное общество». в 2017 году Форум прошел в два этапа.

I этап состоялся в марте 2017 года в Миассе. Мероприятие собрало на своей площадке 90 представителей из 23 регионов страны. Переход к цифровым передовым технологиям, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, создание транспортных и телекоммуникационных систем — эти и многие другие направления легли в основу программы I этапа Форума.

17-19 мая 2017 года в конгресс-отеле «Малахит» г. Челябинск (ул. Труда, 153) прошел II этап Всероссийского Форума. Форум открывал губернатор Челябинской области, в рамках Форума был проведен Методический сбор Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу. Во II этапе приняли участие более 1000 человек из 10 субъектов Российской Федерации.

9 ноября в рамках XIV Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана состоялась секция «Активизация сотрудничества в области развития цифровой экономики для построения единого цифрового пространства Евразийского экономического союза». В работе мероприятия приняли участие министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров и министр информации и коммуникаций Республики Казахстан Даурен Абаев.

Николай Никифоров отметил высокий уровень организации Российско-Казахстанского форума в Челябинске и важность проведения мероприятия, посвященного цифровизации экономики, Даурен Абаев обратил внимание участников на то, что серьезным шагом в укреплении взаимодействия республики и России может стать создание общего реестра IT-продуктов для обмена опытом и технологиями. Ускорить темпы развития цифровой экономики в Челябинской области позволит создание современной информационной инфраструктуры, поддержка IT-отрасли, высокотехнологичных инвестпроектов и создание агломераций.

Кроме того, хотелось бы отметить следующие мероприятия, проведенные при поддержке и участии Министерства:

  • в апреле 2017 – визит в Индию, где были представлены разработки Челябинской области. С индийским штатом Андхрапрадеш АО «Папилон» заключил контракт на поставку систем дактилоскопии;
  • в июле 2017 – в рамках ЭКСПО совместно с представителями приборостроительной отрасли провели круглый стол о технологиях промышленного Интернета для предприятий энергетического комплекса;
  • в октябре 2017 – визит в Китай, провинция Хэйлунцзян. Китайская компания Гоюй выразила заинтересованность в создании в Челябинской области центра обработки и хранения данных.

Поддержка мероприятий в IT-парке:

  • Совместные мероприятия со «Сколково» в феврале – визит губернатора в «Сколково», подписание соглашения о сотрудничестве, в августе в IT-парке обучение технологическому предпринимательству для инновационных компаний (более 80 участников).
  • В декабре 2017 года IT-парком получен статус регионального оператора Сколково.
  • В ноябре в рамках конференции «Стираем границы для экспорта» организована лекция для IT-предприятий о капитализации продуктов интеллектуальной собственности.
  • В сентябре 2017 года участие в отборе проектов РВК по направлению «Generation S».
  • В ноябре проведение совместно с компанией Ф-лаб конференции «Russian IT synergy».

Информационно-техническая поддержка крупных мероприятий в 2017 году:

  • февраль (17-25) – «AUDI FIS ski-cross World Cup Sunny Valley» — этап кубка мира по фристайлу в дисциплине ски-кросс;
  • июнь (20-30) – форум молодёжи Уральского федерального округа «Утро-2017;»
  • сентябрь (20-30) – Water Polo Cup 2017 — Кубок Губернатора Челябинской области по водному поло среди женских команд;
  • ноябрь (7-9) – XIV Форум межрегионального сотрудничества Россия-Казахстан с участием глав государств.

VIII. Программа импортозамещения в сфере информационных технологий

Обеспечение национальной безопасности и технологической независимости России – приоритетное направление развития страны и важнейшее условие запуска цифровой экономики. Челябинская область входит в число передовых субъектов, успешно реализующих политику импортозамещения в области информационных технологий.

В 2017 году Губернатор Челябинской области Б. А. Дубровский выступил на заседании Совета безопасности РФ по вопросу информационной безопасности под председательством Секретаря Совета Н. П. Патрушева, а на V Всероссийском форуме «ПРОФ-IT.2017» в Ярославле министерству вручили диплом за лучшие практики импортозамещения программного обеспечения, используемого в органах власти.

В Челябинской области переход на использование отечественного ПО осуществляется согласно Плану мероприятий по импортозамещению, разработанному Мининформом Челябинской области. По результатам проекта предполагается оснащение не менее 90% компьютеров пользователей в органах власти отечественным ПО. При этом допускается, что 10% узкоспециализированных рабочих мест продолжат использование зарубежного ПО (в случаях, когда на рынке отсутствует отечественный эквивалент). Завершение перехода на использование отечественного ПО в органах власти запланировано до 2020 года.

В Министерстве социальных отношений, для которого в рамках реализации госпрограммы «Развитие информационного общества …» в прошлом году было закуплено 400 компьютеров для управлений социальной защиты населения с предустановленными отечественной ОС и ПО в 2017 году было приобретено еще 700 компьютеров. Еще 263 компьютера отечественного производства передано в органы исполнительной власти. При этом большое внимание было уделено подготовке кадров: 66 госслужащих прошли обучение работе с отечественным ПО, включая 6 системных администраторов.

По итогам проведенной работы Мининформом совместно с разработчиками был сформирован набор отечественного ПО для использования на типовом рабочем месте госслужащего.

IX. Развитие ЦОД

В рамках создания АПК «Безопасный город Челябинской области» и его подсистем («Системы-112» Челябинской области, системы видеонаблюдения в общественных местах и др.) на базе Челябинского регионального центра обработки данных электронного правительства завершено создание Единого центра коммутации (ЕЦК), обеспечивающего хранение информации с подсистем АПК БГ в соответствии с утвержденными техническими требованиями. Приобретение дизель-генераторной установки в 2017 году обеспечило возможность бесперебойной работы ЦОД и ЕЦК в круглосуточном режиме. В настоящее время мощность ЕЦК позволяет хранить и обрабатывать информацию в течение 30 суток с более чем 600 камер видеонаблюдения в общественных местах.

X. Умный город

В 2017 году по поручению губернатора Челябинской области Мининформом начата работа по подготовке региональных стандартов «умного города» Челябинской области. По итогам года Мининформом подготовлена концепция таких стандартов. Работа по созданию региональных стандартов «умного города» Челябинской области носит межведомственный характер, были определены отраслевые рабочие группы по их разработке. В декабре 2017 года проведены установочные совещания отраслевых рабочих групп по разработке отраслевых направлений реализации проекта «умный город» на примере г. Сатка Челябинской области. Указанный муниципалитет в 2017 году определен в числе трех муниципалитетов в России, где планируется реализация пилотного проекта по созданию «умного города».

Посмотреть все опубликованные отчеты >>