Опыт Владимирской области по работе с записью на приём к врачу через ЕПГУ – противоречия внутри

Об авторе: Мария Дегтерева — директор Государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр».

Приоритетный проект «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», принятый в конце 2016 года, включает в себя создание на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) кабинета «Моё здоровье».

Услуга по записи на прием через ЕПГУ предоставляется регионом с 2013 года с использованием сервисов интеграции между региональным ресурсом и Федеральной электронной регистратурой (ФЭР, ФЭР2). С мая 2016 года взаимодействие региона с ЕПГУ осуществляется через Концентратор (ФЭР3).

Схема взаимодействия до 2017 года

Государственная услуга «Прием заявок (запись) на прием к врачу» с 2013 года в регионе предоставлялась по следующей схеме:

  • пять источников записи: региональный портал, информационный киоск в учреждении, обращение на Горячую линию – call-центр и при обращении непосредственно в учреждение или в регистратуру или от врача к врачу, единый портал государственных услуг;
  • запись ко всем специалистам во все государственные медицинские организации, оказывающие амбулаторную помощь;
  • данные из всех источников аккумулируются в единой региональной системе;
  • все данные по пациенту доступны на региональном портале в личном кабинете пациента, вне зависимости от источника записи.

Схема работала устойчиво.

При записи на прием через Интернет пациент сталкивается с рядом проблем:

  • организационные — не оформлено прикрепление или при регистрации на ресурсе допущены технические ошибки, что приводит к невозможности использовать ресурс;
  • технические — отсутствие доступа к ресурсу через открытый Интернет (по отдельным провайдерам — до двух суток);
  • социальные — у гражданина просто нет возможности выйти в Интернет.

При работе в защищенной сети, доступ к которой есть и должен быть только у пользователей медицинских организаций, все эти проблемы незначительны и решаются на месте. Так, при обращении на горячую линию запись на прием возможна по минимальным данным пациента, прикрепление не обязательно, прерывание доступа к системе максимально ограничивается уже 15 минутами, время восстановления не должно превышать четырех часов, кроме этого, запись на прием возможна и при очном обращении, и при обращении в регистратуру учреждения.

Т.е. при невозможности по каким-либо причинам воспользоваться услугой через Интернет, пациент всегда мог получить услугу через call-центр и непосредственно при обращении в учреждение.

С декабря 2016 года при определении основных целей Приоритетного проекта в числе прочих было озвучено объединение всех ресурсов, в том числе региональных, на ЕПГУ. С целью выполнения поставленных задач регионом была проведена работа по организации нового уровня взаимодействия с ЕПГУ в части записи на прием к врачу.

Схема взаимодействия с июля 2017 года

Данная схема предусматривает отказ от содержания региональных порталов и концентрацию всех данных пациента на ЕПГУ в кабинете «Моё здоровье». Это должно привести к повышению доступности медицинских услуг и их прозрачности, а также повысить уровень сервисов за счет возможностей ЕПГУ, в частности, системы уведомлений и т.д.

Построение данной схемы привело к необходимости выполнить следующие работы:

  • внести изменения в РМИС;
  • с целью обеспечить единую точку входа услуг в регионе развернуть интеграционные шины между ЕПГУ (ФЭР) и РМИС.

Т.е. обеспечить дополнительные финансовые вложения.

Все работы выполнены, и сейчас обеспечен устойчивый обмен данными.

Тем не менее, при проведении данных работ выявлено следующее:

  • сервисы ФЭР не предусматривают работу с услугами из всех источников, а работают только с заявками, поданными через ЕПГУ;
  • взаимодействие с заявками по источникам, отличным от ЕПГУ, происходит только при получении ими конечных статусов и не отображаются в кабинете «Моё здоровье»;
  • запись на ЕПГУ не учитывает ограничения региональной системы;
  • запись на ЕПГУ рекомендована только в медицинские организации прикрепления;
  • корректировка данных, переданных на ЕПГУ, в части сведений об оказании медицинской помощи, невозможна.

Рассмотрим, к чему это приведет.

1. Пациент хочет записаться на прием к дерматовенерологу. Дерматовенеролог принимает в кожно-венерологическом диспансере, который является самостоятельным учреждением. Прикрепление к нему не осуществляется. Запись невозможна.

2. Пациент хочет записаться к врачу для коррекции лечения хронического заболевания на время своего отпуска (заявление пишется за 14 дней, значит записаться надо хотя бы на 15 – 16), запись невозможна, так как на ЕПГУ отображается только 14 дней, вне зависимости от реально доступного расписания в учреждении.

3. В учреждении с целью оптимизации потоков пациентов расписание сформировано по целевым потокам – первичный прием, повторный, профилактический. Это позволяется максимально оптимизировать время ожидания в очереди и исключить контакт больных пациентов и здоровых между собой. В регионе запись с этой целью производится не к просто к врачу по специальности, а на услугу. На ЕПГУ услуга не отображается.

4. Пациент записан на повторный прием врачом. На ЕПГУ нельзя посмотреть дату и время запланированной явки, так как в кабинете отображаются только «выполненные» услуги. Аналогично, если пациент записался при обращении в call-центр региона. Заявка на ЕПГУ не отобразится.

5. И, наконец, выбор учреждения на ЕПГУ: на региональном ресурсе используется группировка учреждений по районам области, адаптивные упрощенные наименования, на ЕПГУ – отображается весь список не МО, а их подразделений, отсутствует любая группировка, поиск по профилям или фамилии врача.

Можно сделать вывод, что в таком виде объединение ресурсов на ЕПГУ приведет к снижению доступности и увеличению расходов регионов.

Схема взаимодействия, которую придется реализовать в 2018 году. Зеленым выделены ресурсы, требующие дополнительных вложений.

Таким образом, чтобы не потерять функциональность системы и обеспечить решение хотя бы основных задач на уровне региона одновременно с исполнением приоритетных проектов, необходимо:

  • развернуть и усовершенствовать региональный портал заново;
  • доработать авторизацию через ЕСИА для источников в регионе;
  • развернуть и постоянно поддерживать некую Шину региона, которая возьмет на себя функционал адаптации систем.

Пациенту придется «бегать» между ресурсами, собирать данные между личными кабинетами.

Хочется данной публикацией донести мысль о необходимости рациональной аналитической работы по внедрению новых требований как к федеральным, так и региональным компонентам информационных ресурсов. Хочется услышать мнения коллег, получить комментарии для дальнейшего развития систем.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

десять − 7 =