Опыт сотрудничества IT-компании с вузами

252

Авторы:

  • Андрей Зарубин, руководитель отдела обучения и сопровождения внутренних клиентов ГК InfoWatch
  • Сергей Харитонов, корпоративный тренер

По оценкам Минкомсвязи России, дефицит кадров в IT-отрасли оценивается в 350–400 тысяч специалистов — почти столько же, сколько работает в этой сфере сегодня. Анализ рынка труда (по данным hh.ru) приводит к выводу о ежегодном росте потребности в IT-специалистах примерно на 25%. Так, по сравнению с 2015 годом в 2016-м IT-вакансий стало на 28% больше.

Решать кадровый вопрос IT-компаниям помогают партнёрские программы с вузами, которые в России наделены правом самостоятельного формирования вариативной части учебных планов.

Чем полезно IT-компании социальное партнерство с вузами:

  • формируется фундаментальная база для позиционирования и развития бренда, продукта компании, его внедрения и использования;
  • можно проводить научные исследования на базе продукта;
  • появляется возможность участвовать в разработке учебных планов, влиять на стратегию развития профессиональных образовательных программ;
  • содействуя организации и проведению стажировок и практик для студентов, можно получить приоритетное право при выборе стажёров;
  • участвовать в мероприятиях вузов (день посвящения в студенты, научно-практические конференции, круглые столы и др.);

Вузы, в свою очередь, получают конкурентное преимущество за счёт внедрения в образовательный процесс новейших информационных технологий, а также увеличения числа компаний-работодателей, принимающих выпускников на работу.

Наш опыт сотрудничества с вузами сформировался в работе с более чем 20 университетами (включая МИЭМ НИУ ВШЭ, РЭУ им. Плеханова и др.), лидерами рынка образования. Компания обеспечивает учебный процесс лицензионным ПО, обучает профессорско-преподавательский состав, занимается разработкой учебно-методических комплексов. Отдел обучения, созданный для обеспечения учебного процесса продуктам сотрудников, заказчиков и партнеров, также активно взаимодействует с вузами.

Система сотрудничества в каждом вузе выстроена по-своему. Где-то вопросами сотрудничества с работодателями занимаются отдельные подразделения, например, «Отдел по трудоустройству студентов», где-то непосредственно деканаты или кафедры.

При этом вузы заинтересованы в сотрудничестве с коммерческими компаниями не меньше, а то и больше самих компаний: показатель успешности трудоустройства студентов используется в расчётах при проведении ежегодного мониторинга эффективности вузов.

Для студентов стажировка или практика – это возможность добыть первую запись в резюме, поработать над реальным проектом и набраться бесценного опыта, который так необходим при трудоустройстве в начале карьеры.

Несколько практических советов по организации работы со студентами-стажёрами:

1. Заранее определите формат сотрудничества с вузом:

  • прямое трудоустройство, при котором вы размещаете свою вакансию на университетских площадках, при этом заключаете с вузом партнёрское соглашение. Вас начинают приглашать на внутренние мероприятия (день карьеры, ярмарка вакансий или различные научные конференции), где вы получаете возможность развернуть стенд компании, напрямую пообщаться со студентами, провести блиц-собеседования, пригласить потенциальных кандидатов на стажировку в компанию;
  • целевые программы подготовки, при которых уже на начальном этапе обучения вы можете повлиять на то, что ваш потенциальный стажёр будет изучать, и подготовить его к выполнению будущих должностных обязанностей. Это сотрудничество подразумевает участие в формировании учебных планов для студентов в составе рабочей группы. Подобной работой занимаются, как правило, лидеры отрасли, такие как Yandex, Mail.ru, так как на крупномасштабные образовательные проекты требуются соответствующие инвестиции.

2. Изучите направления подготовки в интересующем вас вузе, чтобы определить, отвечают ли вашим требованиям те профессиональные компетенции, которые этими программами закладываются. Вся информация по направлениям подготовки, как правило, содержится на официальных сайтах вузов. Определите те, которые востребованы именно в вашей работе, и рассматривайте в качестве кандидатов студентов только нужного вам направления.

3. При анализе учебных программ следует обратить внимание на «расчасовку» дисциплин в программах. Например, иногда в названиях программ по IT-дисциплинам может фигурировать и математика, и информатика, но первой дисциплине уделяется до 70-80% учебной нагрузки, а информатика занимает от силы 5%. Понятно, что для IT-специальностей такие студенты не подойдут, зато как стажёры-аналитики – вполне.

4. Подходите к выбору вуза-партнёра не только исходя из направления подготовки студентов, но и территориальной удаленности от компании. Стажёру должно быть удобно добираться до места прохождения практики после занятий. В идеале в условиях Москвы или другого крупного города дорога не должна занимать более часа, или требовать нескольких пересадок. К примеру, в InfoWatch часто приходят на собеседование студенты РЭУ им. Плеханова и одним из факторов при выборе места стажировки является как раз территориальная близость офиса к одному из кампусов вуза, где обучаются студенты профильных направлений подготовки.

5. Возможность прохождения учебной, производственной и преддипломной практик в компании сильно повышает привлекательность компании для студентов, поэтому лучше заранее уточнить в вузе перечень необходимых для этого документов. Здесь трудно посоветовать какие-то конкретные документы. Есть смысл выяснять это непосредственно в в деканатах или на кафедрах, поскольку формат и набор документов могут отличаться в зависимости от внутривузовских стандартов разработки таких документов.

6. Собеседуя стажёров, отходите от привычных форматов интервью. Не спрашивайте про опыт и компетенции, особенно у студентов первых курсов бакалавриата. Вместо этого стоит предложить им какие-либо задачи по необходимой тематике, проверить сообразительность, логическое мышление, узнать область интересов, рассказать о том, чем занимается отдел или команда, куда его приглашают, понаблюдать за реакцией. Если соискатель проявляет неподдельный интерес к предлагаемым задачам, возможно, стоит к нему присмотреться, даже если никакого опыта в вашей области он не имеет. Личная заинтересованность и внутренняя мотивация помогают свернуть горы.

7. Не перегружайте стажёра комплексными трудоемкими задачами, следует помнить, что помимо работы у него есть еще целый ряд задач в университете. Для младших курсов лучше всего подойдут небольшие задачи начального уровня, не требующие высокой квалификации и опыта, где цена ошибки невысока. На старте это могут быть задачи по регистрации заявок, первичной обработки звонков, заполнение каких-либо форм, выполнение одновариантных последовательно описанных задач. Магистрантам и старшекурсникам бакалавриата можно поручать задачи посложнее, например, подготовку отчетов, аналитические задачи, работу с заказчиками на несложных проектах и т.п.

8. Исходя из предыдущего пункта следует тщательно продумать задачи, которые можно делегировать стажёрам и форму контроля их выполнения. При контроле следует учитывать не только количественные показатели (количество выполненных задач), но и качественные (аккуратность, наличие ошибок и т.п.).

9. Заранее позаботьтесь о том, кто будет курировать работу стажёров в организации. На трёх-четырёх стажеров достаточно одного куратора. Этот сотрудник должен быть способен потратить на работу со студентами от 30% до 50% рабочего времени.

10. Ни в коем случае не назначайте кураторов из числа своих сотрудников принудительно. Общение со стажёрами и обучение — особый род деятельности, который не всем по душе, да и у стажёра может остаться не лучшее впечатление от компании после общения с незаинтересованным в его успехе куратором.

11. Подготовьте материалы для ознакомления с рабочими процессами и инструментами компании. Это поможет значительно сэкономить время куратора. Кроме того, в процессе описания рабочих процессов наверняка найдутся «белые пятна» или неувязки, которые вы сможете оперативно разрешить. К примеру, у нас в компании часть учебного процесса автоматизирована средствами системы дистанционного обучения, и на вводную лекцию о компании, продуктах, устройстве офиса, рабочих инструментах и т.п. время сотрудников больше не тратится.

12. Подумайте над тем, чтобы ввести денежное стимулирование кураторов, привязанное к каким-либо измеримым результатам — например, к определенным успехам стажёров. Для оценки успехов последних потребуются данные контроля, о котором упоминалось чуть выше.