Опубликован отчёт об IT-госзакупках в области здравоохранения

Компания «Комплексные медицинские информационные системы» («К-МИС») опубликовала исследование «Государственные закупки программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения Российской Федерации в 2013-2017 гг.»

Анализ выполнен на основе мониторинга данных с сайтов госзакупок, которые проводились по федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013. В отчёте приведены основные статистические показатели конкурсных процедур, данные о победителях конкурсов и аукционов.

Информатизация здравоохранения (в части программного обеспечения и соответствующих услуг для государственного сектора) представляет собой рынок объёмом около 4 миллиардов рублей в год, говорится в отчёте.

Основная доля приходится на региональные системы (61%), а также на медицинские информационные системы учрежденческого уровня (24%). Специализированные решения, такие, как лабораторные и радиологические информационные системы, занимают все вместе 3% рынка.

Лидируют на эом рынке ПАО «Ростелеком», «Барс Групп», «Сп.АРМ», «ПостМодернТекнолоджи», «К-МИС», «Сван», «СофТраст» и «Решение».

Финансирование закупок программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения в России за 2013–2017 гг. составило 23 миллиарда 707 миллионов рублей. Общая сумма фактически заключённых контрактов за этот же период составила 21 миллиард 379 миллионов рублей.

Выделенное финансирование и заключенные государственные контракты на поставку ПО и услуг по информатизации здравоохранения в 2013–2017 гг.

В 2017 году госзаказчики выделили 4,561 миллиарда рублей, что на 12,09% больше, чем в предыдущем году. В результате проведения закупок заключены различные государственные контракты на 4,026 миллиарда рублей, что на 0,83% больше, чем в 2016 году. Таким образом, размер рынка информатизации государственного здравоохранения в 2017 году по сравнению с 2016 практически не изменился, хотя заказчики и готовы были увеличить расходы на это направление более чем на 10%.

По сравнению с предыдущими 2013–2016 гг. в результате проведения конкурсных процедур достигнута существенная экономия. Анализ этого показателя выявил рост экономии в 2017 году до 11,73%. Для сравнения, в 2016 году экономия составила 1,87%.

Экономия затрат на информатизацию здравоохранения: доля сумм заключенных контрактов от выделенного финансирования, %.

В настоящее время главным источником финансирования проектов в области информатизации здравоохранения являются региональные бюджеты – их доля в 2017 году составила 49% (для сравнения – в 2016 году она была равна 52%). Следующий основной источник – это средства ОМС, которые в 2017 году составили 26% (в 2016 году – 9,6%).

Суммы заключенных государственных контрактов по источникам финансирования в 2017 г.

В 2017 году заметно сократилось финансирование из федерального бюджета: оно снизилось вдвое, с 541 миллиона рублей в 2016  до 277 миллиона в 2017 г.

Распределение государственных контрактов по источникам финансирования за 2013–2017 гг.

Регионы

Не все регионы стабильно финансируют информатизацию здравоохранения, но в целом ситуация за последние годы выровнялась. В 2013 году закупку ПО и соответствующих услуг по направлению здравоохранения осуществили 54 региона (65%); в 2014  – 80 (94% с учетом двух новых регионов – Крыма и Севастополя); в 2015  – 77 (88%); в 2016  – 76 (89%); в 2017  – 81 (95%).

Наибольшие финансовые средства на закупку программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения за 2013-2017 гг. выделили:

Регион Сумма, млн руб. Доля рынка, %
Москва 8950 46,34
Санкт-Петербург 1500 7,77
Московская область 850 4,40
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 497 2,57
Ростовская область 485 2,51
Новосибирская область 470 2,43
Челябинская область 359 1,86
Красноярский край 358 1,86
Ямало-Ненецкий автономный округ 312 1,62
Саратовская область 252 1,31

Наибольшую положительную динамику в 2017 году по сравнению с 2016 показали следующие регионы:

  1. Московская область + 303 миллиона рублей.
  2. Сахалинская область +138 миллионов рублей.
  3. Санкт-Петербург + 67 миллионов рублей.
  4. Тюменская область + 52 миллиона рублей.
  5. Пензенская область + 34 миллиона рублей.

За прошедший 2017 год 53 региона (62%) увеличили свои затраты на информацию здравоохранения по сравнению с предыдущим годом. В 2016 году число таких регионов было 39 (45%).

Возможно, в регионах, по которым были выявлены небольшие или почти отсутствующие затраты на информатизацию, данное направление работы финансировалось, но по другим источникам, не являющимся госзакупками по 44-ФЗ, отмечают аналитики.

Заказчики информатизации здравоохранения

Основными заказчиками информатизации здравоохранения являются региональные органы исполнительной власти (34%), государственные медицинские организации (27%), администрации города или района (13%) и МИАЦы (13%).

Суммы заключенных государственных контрактов на информатизацию здравоохранения по заказчикам 2017 г.

Как отмечается в отчете, распределение закупок внутри региональных органов исполнительной власти (ОИВ) претерпело значительное и очень интересное изменение. В 2016 году основным закупщиком ПО и услуг по информатизации являлись региональные комитеты и министерства информатизации – на их долю пришлось 74% всех закупок, совершенных региональными ОИВ. В 2017 году закупки от этого органа власти снизились до 20%. Основным покупателем ПО и услуг в 2017 году стали региональные комитеты, департаменты и министерства здравоохранения – на них пришлось 50% от закупок ОИВ. Для сравнения, в 2016 году на их долю приходилось всего 16%.

Суммы заключенных государственных контрактов на информатизацию здравоохранения по региональным ОИВ в 2017 г.

Справка

Материалами исследования явились сведения о почти восьми тысячах состоявшихся конкурсных процедур (КП) практически во всех регионах России за 2013 – 2017 гг., которые проводились по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013, а также данные о подписанных государственных контрактах (ГК), размещенные на официальном сайте «Единой информационной системы в сфере закупок».

В материалы исследования были включены сведения только по программному обеспечению (ПО) и услугам по его внедрению, сопровождению или развитию. Сведения о закупках аппаратного обеспечения, а также услуг по обеспечению информационной безопасности или предоставлению каналов связи в данном исследовании не изучались.