Опубликован график запуска в 2016 г системы досудебного обжалования качества госуслуг

607

Минкомсвязь разработала план-график по подключению органов исполнительной власти субъектов РФ, предоставляющих государственные услуги, к информационной системе (ФГИС ДО), обеспечивающей досудебное или внесудебное обжалования решений и действий (бездействия) при предоставлении государственных и муниципальных услуг, следует из материалов к заседанию подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг правительственной комиссии по использованию IT для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, назначенному на 10 февраля.

Министерство также представило инструкцию по подключению федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к ФГИС ДО.

Напомним,  что ФГИС ДО (через которую пользователи государственных и муниципальных услуг могут обжаловать работу органов власти) была разработана Минкомсвязью, которая, согласно постановлению правительства от 20 ноября 2012 года № 1198, должна была ввести систему в действие к 1 января 2014 года. Однако в сентябре 2013 года Минкомсвязь предложила интегрировать данную систему в Единый портал госуслуг с идеей создать универсальную точку доступа как для получения госуслуг, так и для обжалования действий чиновников. В итоге, срок запуска ФГИС ДО был перенесен на год — она официально заработала 1 января 2015 года.

C этого момента, граждане, зарегистрированные в ЕСИА, могут подать жалобу на:

  • нарушение сроков предоставления услуги;
  • нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • отказ в предоставлении государственной услуги;
  • отказ в приеме документов;
  • требование дополнительной платы;
  • требование дополнительных документов.

По регламенту, жалобы рассматриваются ответственными должностными лицами в течение 15 рабочих дней с момента регистрации жалобы на портале.

Согласно плану-графику,  мероприятия по подключению к ФГИС ДО должны быть завершены к концу 2016 года. К марту Минкомсвязь должна разработать «вид сведений системы» (разработан в соответствии с методическими рекомендациями СМЭВ версии 3.0.9.8, т.е. это формат, в котором сведения, необходимые для системы ДО, будут передаваться через СМЭВ), а органы исполнительной власти субъектов РФ – привести в соответствие с существующей структурой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации справочник органов власти и справочник государственных услуг, предоставляемых им, в Федеральном реестре государственных услуг (ФРГУ), и назначить сотрудников, ответственных за приём и обработку жалоб.

К апрелю Минкомсвязь обязана разработать и утвердить методические рекомендации по доработке региональных порталов государственных и муниципальных услуг, чтобы граждане могли подать на портале жалобу в систему досудебного обжалования, а органы исполнительной власти субъектов РФ – зарегистрировать органы власти (и пользователей системы) в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Общая схема процесса подключения органов власти субъектов РФ к системе досудебного обжалования. Источник - презентация директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимира Авербаха
Общая схема процесса подключения органов власти субъектов РФ к системе досудебного обжалования. Источник – презентация директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимира Авербаха

К маю профили пользователей системы, зарегистрированных в ЕСИА, должны быть привязаны к профилю органа власти, заведенному в ЕСИА.

Как отмечается в инструкции по подключению, ведомство будет считаться подключенным к ФГИС ДО, если хотя бы один сотрудник ведомства с назначенной в ЕСИА ролью «Должностное лицо по обработке жалоб» или «Делопроизводитель» хотя бы один раз осуществил вход в личный кабинет должностного лица на портале ФГИС ДО.

К июлю пользователи системы, имеющие право подписи, должны быть обеспечены усиленной квалифицированной электронной подписью, и в течение июля Минкомсвязи следует провести по ВКС обучающий семинар для сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по работе в личном кабинете системы.

К середине декабря должна завершиться доработка региональных порталов госуслуг, а к концу декабря региональные власти обязаны провести обучающие семинары для своих сотрудников по работе с поступившими в ФГИС ДО жалобами.

Как сообщал Экспертный центр электронного государства, в ноябре 2015 правительство запретило оставлять без ответа жалобы граждан на ненадлежащее предоставление госуслуг. При нарушении порядка и срока рассмотрения жалобы через ФГИС ДО на должностное лицо будет налагаться штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

По информации, предоставленной Экспертному центру в Минкомсвязи, всего с 25 ноября 2015 года по 28 января 2016 года органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды (ведомства), предоставляющие госуслуги, через ФГИС ДО получили 665 жалоб, плюс 335 жалоб уже было зафиксировано в системе на 25 ноября. За отчетный период ведомства дали ответы на 672 жалобы, из них с нарушением срока ответа – на 168. На рассмотрении у ведомств на 28 января 2016 было 328 жалоб, из них с нарушенным на дату отчета сроком ответа – 143.

Судя по статистике, многие министерства и ведомства отвечать на жалобы не спешат. Так, из 56 жалоб, поданных на Минздрав России до 25 ноября 2015, не было дано ответа ни на одну. Минтруд, имевший на 25 ноября 21 жалобу и получивший в отчетный период еще 4, также все еще рассматривает все 25 жалоб, 23 из них уже “просрочены”. Похожая ситуация у Минтранса, ФСБ, Минэкономразвития, Росприроднадзора.

Лидером по количеству полученных жалоб является ФССП России. Впрочем, ведомство на эти жалобы отвечает: за отчетный период служба ответила на 142 жалобы, лишь 18 ответов были даны с опозданием по срокам.

Общее количество просроченных жалоб в системе досудебного обжалования на 28 января 2016 г.
Общее количество просроченных жалоб в системе досудебного обжалования на 28 января 2016 г.

Минкомсвязь также ведет рейтинг качества работы информационных систем федеральных органов исполнительной власти (ИС ФОИВ), определяя долю ошибок в их системах.

Методика мониторинга качества работы ИС ОИВ
Методика мониторинга качества работы ИС ОИВ

В январе 2016 первое место – с нулевым процентом ошибок – заняли 11 ведомств, еще 15 показали процент меньше единицы.

Рейтинг качества работы ИС ФОИВ. Лидеры рейтинга
Рейтинг качества работы ИС ФОИВ. Лидеры рейтинга

В “красной” зоне оказались 23 организации, чья доля ошибок превысила 5%. При этом у последнего в списке Росгидромета она достигла 58,08%.

Рейтинг качества работы ИС ФОИВ. Отстающие ведомства
Рейтинг качества работы ИС ФОИВ. Отстающие ведомства