Определена концепция и правила размещения данных в федеральном реестре информации об инвалидах

645

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал документы, утверждающие концепцию создания федерального реестра информации об инвалидах, правила формирования и ведения реестра, а также использования содержащихся в нём сведений.

Напомним, согласно федеральному закону от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», с 1 января 2017 года в России будет действовать федеральный реестр информации об инвалидах. Инвалиды (их законные представители) получат доступ к касающимся их сведениям в реестре через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Распоряжением №1506-р от 16 июля 2016 года утверждена концепция создания, ведения и использования федерального реестра информации об инвалидах.

Согласно документу, в реестре будут содержаться сведения об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, о мерах социальной защиты.

Создание реестра планируется в три этапа:

  • первый этап (подготовительный период – 2016 год) – предпроектное обследование, проектирование и создание реестра, опытная эксплуатация и введение в промышленную эксплуатацию; будет обеспечена обработка сведений об инвалидах и первичное наполнение реестра;
  • второй этап (2017 год) – начало регулярного предоставления сведений поставщиками информации в целях поддержания реестра в актуальном состоянии, выверка полноты и достоверности данных, выявление и устранение сбоев организационного и технического характера, обеспечение доступа пользователей к информации;
  • третий этап (2018–2019 годы) – расширение перечня и состава сведений, размещаемых в реестре, а также поставщиков информации в реестр и обеспечение интеграции реестра с Единой государственной информационной системой социального обеспечения.

Введение реестра в промышленную эксплуатацию запланировано с 1 января 2017 года.

План реализации концепции включает в себя 37 мероприятий и подробный перечень сведений, размещаемых в реестре.

Постановлением №674 от 16 июля 2016 года утверждены правила формирования и ведения реестра, а также использования содержащихся в нём сведений.

В соответствии с Правилами, сведения, подлежащие включению в реестр, предоставляются Фондом социального страхования, Пенсионным фондом, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и другими организациями, участвующими в предоставлении таких услуг. Сведения предоставляются в электронной форме в режиме реального времени.

Государственным заказчиком работ по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации реестра, а также его оператором определён Пенсионный фонд, который наделён правом предоставлять сведения из реестра безвозмездно в электронной форме с использованием единых форматов.

Инвалиды (их законные представители) получат доступ к касающимся их сведениям в реестре через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

В настоящее время информация о предоставлении государственных услуг инвалидам находится в ведении различных ведомств, недоступна в оперативном режиме и не поддерживается в актуальном состоянии. Сведения в той или иной степени собираются в Минобрнауки, Минздраве, Минтруде, Пенсионном фонде, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, Роструде, в их подведомственных и территориальных органах, органах исполнительной власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления.

Как пояснил министр труда и социальной защиты Максим Топилин на совещании у президента России с членами правительства, 22 июля 2016 года, с 1 января 2016 года учреждения медико-социальной экспертизы в обязательном порядке направляют во все необходимые учреждения все документы, которые касаются программ реабилитации инвалидов. Таким образом, появляется возможность отказаться от лишних документов, которые сейчас граждане с ограниченными возможностями должны предоставлять в этих учреждениях; фактически это означает переход к оказанию необходимых инвалидам услуг в электронном виде. Также это позволит на гораздо более ранних стадиях предоставлять и планировать все услуги.

Как сказал Топилин, в личном кабинете на сайте ФГИС пользователь сможет видеть все льготы, полагающиеся ему, контролировать действия органов власти, оценивать качество услуг и подавать жалобы. По словам министра, к указанному сроку 1 января 2017 года система должна заработать.