Облачные технологии в муниципальной и региональной информатизации

1330

Постоянная смена приоритетов: «электронное государство, правительство и муниципалитет»; электронная цифровая подпись и «доверенная третья сторона»; «информационное общество»; оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде и «межведомственное информационное взаимодействия в электронном виде», «импортозамещение»… Да всё и не упомнишь. А теперь «цифровизация»!

Иными словами: все это – мероприятия, предусматривающие участие органов местного самоуправления (ОМСУ) на добровольно-принудительной основе, а для органов региональной власти – безоговорочно обязательные. Главное, раз за разом результат один и тот же – деньги освоены, темп потерян, идея в очередной раз дискредитирована. А что же на местах? Наработались, потратили дефицитные бюджетные средства, и начинаем все с начала.

Вывод напрашивается один – федеральная власть окончательно распустила вожжи управления информатизацией на муниципальном и региональном уровне, поскольку не успевает за всё новыми и новыми конъюнктурными идеями в сфере информационных технологий.

Как известно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», поэтому в очередной раз за неполные тридцать лет современного российского государства пришло время подумать, а как жить дальше – куда податься современной муниципальной информатизации, да и региональной тоже.

Как сказано выше, с глобальными идеями проблем нет, зато есть постоянная проблема выживания и развития в условиях недостаточного финансирования. Если со специализированным программным обеспечением по основным направлениям деятельности ОМСУ и региональных органов исполнительной власти (РОИВ) к настоящему моменту в основном худо-бедно разобрались, то с организацией эксплуатации оборудования и общесистемным программным обеспечением дело обстоит сложнее:

1. Сформировался и эксплуатируется в территориально распределённый парк разнородного компьютерного оборудования, значительная часть которого морально и физически устарела.

2. Применяемое общесистемное программное обеспечение в основном является проприетарным, и подразумевает лицензионные отчисления его производителям, являющимся иностранными компаниями.

3. В процессе эксплуатации остро встаёт вопрос управления множеством разнородных серверов, сетей, дисковых устройств и другого аппаратного и программного обеспечения (ПО).

4. Проблему «импортозамещения» и её решения никто не отменял. Более того, она с каждым днем все острее. Одна перспектива силовой реализации приказа «Минцифкомсвязи» №335 от 04.07.2018 чего стоит…

5. Вопросы с предоставлением широкополосного доступа к Интернету в значительной степени решены.

В этих условиях предлагается рассмотреть возможность и целесообразность перехода ОМСУ и РОИВ на практическое применение современных «облачных» технологий, а именно миграции с существующей программно-технической инфраструктуры с проприетарным ПО в виртуальную среду на базе программного обеспечения российского производства или ПО с открытым кодом, распространяемого свободно.

Данное мероприятие может проводиться в различных формах:

1. Создание частного облака на базе имеющихся технических средств ОМСУ и РОИВ с организацией его эксплуатации собственными силами, либо передачей его на сопровождение в специализированную организацию.

2. Аренда публичного облака под нужды ОМСУ и РОИВ с учётом требований информационной безопасности.

Переход на облачную технологию в первую очередь позволит сократить бюджетные расходы на обеспечение импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также в целом на развитие и содержание информационной инфраструктуры на муниципальном и региональном уровне.

К очевидным преимуществам также надо отнести:

  • упрощение требований к персоналу;
  • безболезненная плановая замена оборудования, а в дальнейшем частичный или даже полный отказ от собственных инфраструктурных технических средств (серверов, хранилищ данных, и пр.);
  • повышение надежности работы с муниципальными и государственными информационными системами.

Уже сегодня на рынке присутствуют нескольких отечественных компаний, в том числе и представляющих Фонд «Сколково», обеспечивающих предоставление данных услуг на базе не проприетарного ПО, включая обработку и хранение облачной информации на территории Российской Федерации. Таким образом, ОМСУ и ОРГВ могут приступать к практическому применению современных «облачных» технологий, что, безусловно, существенно повысит эффективность работ по информатизации муниципального и регионального управления. Одновременно, должны отрабатываться возможности применения облачных технологий и Интернета вещей (IoT) в целях решения проблем «безопасного города», интеллектуальных счётчиков и других направлений.

Для повышения эффективности этого процесса необходимо с использованием различных форм и инструментов привлечь к участию в данной работе максимальное количество ОМСУ и организаций, участвующих в разработке и предоставлении услуг в данной сфере. В качестве центра аккумуляции усилий могли бы выступить ассоциации муниципалитетов, и в первую очередь АСДГ, имеющая самый богатый, почти 25-ти летний опыт проведения работ в сфере муниципальной информатизации.

Организационным формами такой работы, хорошо зарекомендовавшими себя и проверенными опытом, служат:

  • мониторинг и анализ состояния муниципальной информатизации;
  • экспертная оценка и отбор технических решений, проектов и систем, которые могут быть рекомендованы для внедрения в управление муниципалитетами и или служить прототипами типовых решений;
  • проведение мероприятий по обмену передовым опытом в сфере муниципальной информатизации и повышению квалификации специалистов ОМСУ (конференции, семинары, курсы и пр.), а также другие формы с применением современных информационных технологий.

Инструментами для повышения эффективности работ по информатизации муниципального управления под руководством органов государственной власти могут стать специализированные фонды и экспертные центры, например, Фонд развития информационных технологий муниципалитетов и Экспертный центр электронного государства, которые могут организовать отбор и обеспечить работу исполнителей по экспертизе, созданию и внедрению типовых решений в интересах ОМСУ.

Очевидно, что работа по муниципальной информатизации не может и не должна проводиться в отрыве от развития информационных технологий в России. Муниципалитетам и их ассоциациям в дальнейшем развитии информатизации необходим постоянный тесный контакт с федеральными и региональными органами государственной власти. Остаётся надеяться, что, наконец-то, удастся выработать механизмы такого взаимодействия на официально регламентированной постоянной основе.

Об авторе: Андрей Губов, председатель совета директоров «Фонда развития информационных технологий муниципалитетов» Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, почётный член правления секции «Информатизация органов местного самоуправления» Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.